Пьер Корнель (1606-1684)
Первый знаменитый французский классицист, создатель образцовых классицистических трагедий. Центральные понятия, двигающие героями Корнеля и приводящее к трагическим событиям – это честь и долг. Честь заключается в том, чтобы до конца исполнить долг. Но этому мешают личные чувства: любовь, дружба и др. Трагедии Корнеля – трагедии долга.
Самая знаменитая его трагедия «Сид» (1637) – единственная знаменитая трагедия классицизма, написанная не на античный сюжет. Написана она по мотивам испанской средневековой героической поэмы «Песнь о Сиде». Дело происходит в Испании в средние века, в королевстве Кастилия, испанцы воюют с маврами (арабами). Главный герой дон Родриго взаимно влюблён в прекрасную Химену, скоро их свадьба, но вдруг герои попадают в трагические обстоятельства, из которых нет выхода. Случается ужасное: поссорились отцы влюблённых, оба знатные вельможи при дворе короля. Отец Химены граф Гормас дал пощёчину престарелому отцу Родриго. Дело касается дворянской чести, за пощечину необходимо отомстить. Сам отец Родриго отомстить не может, он слишком стар, и за него должен вступиться его сын.
Родриго понимает, что сыновний долг велит ему сделать то, что разрушит его счастье, он должен убить на дуэли отца своей возлюбленной, за что она должна будет его возненавидеть. Он страдает, но делает то, что должен сделать, то, что велит сделать его честь дворянина, он вызывает на поединок своего будущего тестя и убивает его. Теперь в свою очередь мучается противоречивыми чувствами Химена. Она, следуя своей чести, должна требовать у короля казни убийцы своего отца, она должна требовать казни того, кого любит больше всего на свете. И она делает то, что должна сделать, потому что долг перед отцом, честь дворянки превыше всего.
Но тут на Кастилию нападают мавры (арабы), Родриго уходит на войну, а возвращается победителем, вся Кастилия прославляет его как своего единственного спасителя, ибо он проявил чудеса храбрости и со своим отрядом отразил нападение мавров. Пленные мавры назвали его Сидом, господином. Несмотря ни на что Химена продолжает требовать казни Родриго. Она жить без него не может, но требует его смерти, после которой и сама она жить не собирается. Сразу после боя Родриго приходит к ней и предлагает ей самой совершить казнь, убить его за убийство отца. Она ему говорит, что ни в чём его лично не винит, он выполнил свой долг, но теперь она должна выполнить свой. Сама она не может этого сделать, поэтому и просит короля.
Так как король отказывается судить и казнить Родриго, то Химена просит заступиться за свою честь влюблённого в неё дворянина дона Санчо, вызвать Родриго на поединок и убить, и тогда она выйдет за него замуж. Происходит поединок, после которого к Химене является дон Санчо, и хочет ей что-то сказать, но она его не слушает, а проклинает как убийцу своего возлюбленного. Но оказывается, что дон Санчо пришёл объявить не о своей победе, а о своём поражении: Родриго его победил, но убивать не стал. И теперь король объявил, что Химена полностью выполнила свой дочерний долг и теперь может спокойно выйти замуж за Родриго. Но чтобы окончательно утихли страсти, король отсрочил свадьбу на год, во время которого Родриго-Сид обязуется воевать с маврами и боевыми победами заслужить своё право на Химену.
Трагедия прославляет дворянскую честь обоих героев, честь же заключается в исполнении долга несмотря ни на что: следуя долгу, герои делают то, чего они не хотят делать, подавляют свои желания. Именно в этом и заключается высшее благородство, с точки зрения Корнеля и вообще с точки зрения дворян 17 века.