Наиболее значительным и ярким литературным направлением 17 века был классицизм, который развивался в основном во Франции.
Название «классицизм» происходит от латинского слова classicus – образцовый. Классицисты поставили перед собой грандиозную задачу – выработать критерии, правила создания идеального, образцового произведения искусства на все времена. В обществе, в общественном сознании, в сознании учёных, философов, богословов, писателей 17 века не было представлении о постоянном движении, изменении всего на свете, о том, что вместе с обществом изменяются и представления о красоте и совершенстве и что вообще в принципе нельзя создать произведение искусства, которое будет оставаться идеально прекрасным вечно, на все времена, во всяком случае, нельзя сформулировать способ создания такого произведения. С точки зрения классицистов, не только можно, но и нужно было сформулировать некие конкретные законы, нормы искусства, соблюдение которых является главным способом создания вечно прекрасного произведения искусства.
Они выдвинули концепцию нормативного искусства, искусства по правилам и нормам. Это был важный и нужный эксперимент. Искусство должно было его пройти, чтобы окончательно понять, что это бессмысленно.
Во всяком случае, свои произведения классицисты старались создавать по правилам. Основным принципом создания классицистического (то есть относящегося к классицизму) произведения было правдоподобие. Но правдоподобие классицисты 17 века понимали совсем не так, как реалисты 19 века, правдоподобие для них означало описывать жизнь не такой, какая она есть, а такой, какая она должна быть, с их точки зрения. Классицистическое правдоподобие – изображение жизни в её идеальной сущности. В искусство не должно попадать всё грубое, оскорбляющее благопристойность, нравственность и эстетический вкус. Ибо главная задача искусства благотворно действовать на нравственность и вкус читателей, воспитывать их.
Произведение искусства, с точки зрения классицистов, должно быть построено разумно, логично, просто и понятно, без фантастики, преувеличений, гипербол, сложных метафор, словом, всего того, что присуще барокко.
Классицисты считали, что высокое и низкое, трагическое и комическое смешивать нельзя (в отличие от представителей барокко), поэтому, с их точки зрения, каждому аспекту бытия должен соответствовать определённый жанр. Классицистическая система жанров включала высокие жанры – трагедия, ода, эпическая поэма, в их центре высокие, возвышенные темы, события, их герои – люди возвышенные, благородные, героические (и имеющие высокий социальный статус: знатные дворяне, вельможи, полководцы, цари). Низкие жанры – комедия и сатира – описывают события и людей обычных, несовершенных, их недостатки можно и нужно обличать и осмеивать. Но и в низкие жанры классицисты не допускали грубости. И комедии должны быть благопристойны.
Классицисты считали, что ближе всего к совершенству была античная литература, а античная история обладает наиболее воспитательной силой, поэтому они черпали сюжеты своих произведений в основном из античности, старались так или иначе подражать античным авторам, хотя и по-своему их перетолковывая.
Так случилось, что основным жанрами французского классицизма стали драматические – трагедия и комедия. Относительно драматических жанров классицисты изобрели особые правила. Прежде всего, это знаменитые правила трёх единств. Единство времени, места и действия. Время действия пьесы не должно превышать суток (во всяком случае, описывать события, относящиеся к разным временам, запрещалось). Единство места означало, что действие происходит только в одном месте. Единство действия означало, что в пьесе должна быть только одна сюжетная линия, одно действие. Всё это должно способствовать большему правдоподобию и облегчить восприятие пьесы зрителями.
В центре внимания идеальной трагедии должны быть душевные мучения благородного героя, раздираемого противоречивыми стремлениями: чаще всего героя разрывает конфликт между любовью и долгом. И есть расхожее мнение среди филологов, что классицисты всегда прославляют Долг, но мы докажем, что это не совсем так.
Кроме того, трагедии должны быть написаны только одним размером – александрийским стихом – шестистопным ямбом со смежной (парной) рифмовкой, в которой женская рифма (ударение на предпоследнем слоге) сменяется мужской (ударение на последнем слоге).
Основные правила классицизма были окончательно сформулированы в знаменитой поэме французский писатель Николя Буало «Поэтическое искусство» (1674).
Все эти правила сильно ограничивали свободу творчества писателя, свободу проявления его индивидуальности. Однако опыт классицистов очень интересен и важен как доказательство от обратного того, что в искусстве не может быть вечных законов, единственно верных правил (и вообще в жизни не может быть ничего вечно прекрасного, единственно правильного, идеально совершенного). Искусство прекрасно разнообразием писательских индивидуальностей, способов творчества, построения произведений и т.д., искусство и жизнь прекрасны своей вечной изменчивостью и свободой. Твёрдо осознать это человечество смогло, лишь пройдя через этап классицизма.
Ещё одна важная особенность французского классицизма - необыкновенно почтительное отношение к королевской власти. Король всегда во всех произведениях классицистов велик и непогрешим. Долг перед королём – священный долг любого гражданина.
XVII, а за ним и XVIII века во Франции – время расцвета абсолютной монархии. Создал абсолютную монархию, выстроил её по кирпичику кардинал Ришелье - первый министр не очень умного короля Людовика XIII, правививший с 1624 по 1642 годы. Высшего расцвета абсолютная монархия достигла во время правления Людовика XIV c 1661 по 1715 г., прозванного Королём-Солнце. Ему приписывают известную фразу «государство – это я». Он лично управлял всеми основными делами королевства, любые свои прихоти возводил в непреложный закон.