ПРОБЛЕМАТИКА:
Проблемы цели и смысла жизни — ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского восстания, в сознании людей происходит кардинальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художника — указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского, то есть декабристского, поколения как бы «выходят из игры»: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых условиях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение, то, которое Лермонтов назовет «толпой угрюмою и скоро позабытой», изначально «поставлено на колени». В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в романе течет так, что мы видим героев в динамике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах переживают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в мире, назначение своего существования.
Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэтому проявление сути человека в выборе возлюбленного, в характере чувства — важнейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свойственному «ветреной младости»), и к истинному глубокому преклонению перед возлюбленной.
Для автора одним из важнейших критериев духовного изменения человека становится отношение к браку, к долгу. Юность не приемлет скучного постоянства.
То, что в юности казалось признаком ограниченности, духовной и умственной скудности, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в коем случае нельзя заподозрить автора в ханжестве: речь идет о возмужании, о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел.
Ведь и трагедия главных героев проистекает из неумения Онегина «вовремя созреть», из-за преждевременной старости души.
Любовь для автора и для его героини Татьяны Лариной — огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского — необходимый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальности Ольгу, в которой слились все типичные черты героини сентиментальных романов. Для Онегина любовь — «наука страсти нежной». Истинное чувство познает он к концу романа, когда придет опыт страданий.
Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор оценивает неоднозначно. 1-я глава дает резко сатирическое изображение света. Трагическая 6-я глава заканчивается лирическим отступлением: размышления автора о возрастном рубеже, который он готовится перешагнуть. И он призывает «младое вдохновенье» спасти душу поэта от гибели.
Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.
Образ «милых друзей», окружающих человека в «мертвящем» «омуте света», появляется в романе не случайно. Как карикатурой на настоящую любовь стала «наука страсти нежной», так карикатурой на истинную дружбу — светское приятельство. «От делать нечего друзья» — таков приговор автора. Дружба без глубокой духовной общности — лишь временный пустой союз. Невозможна полноценная жизнь без бескорыстной самоотдачи в дружбе — потому так страшны автору эти «светские» дружбы. Для автора неумение дружить — страшный признак моральной деградации современного общества.
Сам автор обретает смысл жизни в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве. Образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не пашет и не сеет. У него нет потребности в работе. И образование Онегина, и его попытки погрузиться в чтение, и его усилие писать («зевая, за перо взялся») автор воспринимает иронически: «Упорный труд ему был тошен».
Особенно важна в «Евгении Онегине» проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина — не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа 17-летней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга — превыше всего. Ольга, невеста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: «младой улан ее пленил». Для Татьяны смерть Ленского — трагедия. Она проклинает себя за то, что продолжает любить Онегина: «Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего». Обостренное чувство долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны — высший нравственный выбор, смысл жизни для нее — в соответствии высшим моральным критериям.
Кульминационный момент сюжета — 6-я глава, дуэль Онегина и Ленского. Ценность жизни проверяется смертью. Трагическую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставление его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяна. Для Онегина понятие «светской чести» оказывается значительнее нравственного долга — и он платит страшную цену за допущенное смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им товарища.
Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьба реальнее, — важно, что никакой не будет, ведь Ленский убит. Для света, не ведающего истинного смысла жизни, сама человеческая жизнь — ничто.
ДВОРЯНСТВО В РОМАНЕ:
1)Петербургский «свет» — аристократическое общество — выведен в первой и восьмой главах романа. Показывая всю пустоту жизни светского общества. Пушкин резко сатирически рисует образы его типичных представителен. Тут «необходимые глупцы», и «на всё сердитые господам и «диктаторы бальные» и «с виду злые» дамы, и не «улыбающиеся девицы.
2)В седьмой главе перед нами столичное московское дворянство. Оно отличается косностью и консервативностью быта и привычек, ограниченностью интересов, пошлостью и бессодержательностью жизни. Глухой провинцией веет от этой дворянской Москвы.
3)Третья группа дворянства, представленного в романе,— это провинциальное поместное дворянство. Длинной вереницей проходят перед читателями гости, съехавшиеся на именины Татьяны Лариной. Тут и «толстый Пустяков, Гвоздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», и знакомые нам по «Недорослю» Скотинины из XVIII века благополучно перекочевавшие в XIX, и «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут», и другие. Рисуя это общество в сне Татьяны в образах разных чудовищ, Пушкин характеризует дикий мир провинциального дворянства как воплощение косности, невежества, умственного отупения, слепой приверженности старине. Поэт беспощаден в своём сатирическом описании «дикого барства».
С иронией говорит Пушкин и о «жизни мирной» семьи Лариных, верной «привычкам милой старины». Сам Ларин «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый»; он не читал книг» хозяйство передоверил жене, «а сам в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом».
Но и в поместье Лариных, при всей их мирной жизни и известной близости к народу, царят крепостнические нравы. Так же привычно, как она «солила на зиму грибы» и «ходила в баню по субботам», Ларина «брила лбы», т. е. отдавала в солдаты провинившихся крестьян, и «служанок била, осердясь».
СИСТЕМА ОБРАЗОВ:
ОНЕГИН
Онегин — «светский петербургский молодой человек», столичный аристократ.
Рисуя образ своего героя, Пушкин подробно говорит о его воспитании и образовании, о жизни в петербургском «свете». «Забав и роскоши дитя», Онегин получил типичное для аристократической молодёжи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра. Он был воспитан в духе аристократической культуры, оторванной от национальной и народной почвы.
Растлевающее влияние «света» еще более удаляло Онегина от народа. Онегин ведёт типичную для «золотой молодёжи» того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет.
Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы аристократической молодёжи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлаждённый ум», чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года, в годы усиления реакции, в годы господства аракчеевщины. Хандра и скука овладели Онегиным. Покинув светское общество, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло: у него не оказалось призвания («зевая, за перо взялся») и привычки к труду, сказалось его барское воспитание («труд упорный ему был тошен»). Попытка борьбы с «душевной пустотой» посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые" он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.
Пытается Онегин заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди.
Ярем он барщины старинной
Оброком лёгким заменил...
Но вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягчённые жизнью на лоне природы, продолжают владеть им.
Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекали, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество.
Порвав со светским обществом, в котором он не нашёл ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, и будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет, связь с людьми.
Спасти от «душевной пустоты» не смогли Онегина и сильнейшие чувства, объединяющие человека с человеком: любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину её натуры и её чувства к нему. Он убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх в тех колебаниях, которые он испытывал после получения вызова на дуэль. Он испугался «шёпота, хохотни глупцов», сплетен Зарецких.
В подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни. Он «начал странствия», но и это не рассеяло его.
Возвратившись в Петербург, он встретил Татьяну замужней женщиной, женой своего родственника и друга. В нём вспыхнула к ней любовь, по Татьяна разгадала себялюбие, лежавшее в основе его чувства к ней: он опять не понял глубины её запросов. Сценой свидания Онегина с Татьяной роман заканчивается. О дальнейшей судьбе Онегина ничего не говорится. Однако Пушкин думал продолжать роман. Осенью 1830 года он писал десятую главу, в которой собирался рассказать о возникновении первых тайных обществ декабристов. Но по цензурным условиям он не смог бы её напечатать; более того, и хранить её у себя было опасно. И Пушкин той же осенью сжёг написанное. В бумагах поэта сохранились лишь немногочисленные, разрозненные кусочки начальных строф главы.
Как думал Пушкин развернуть действие в X главе? Привёл ли бы он Онегина в общество декабристов? Есть свидетельство одного из знакомых Пушкина о том, что, по словам поэта, «Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов». Но, насколько точно это свидетельство, неизвестно. В лице Онегина Пушкин первым из писателей изобразил тот тип просвещённого дворянина, который сложился в России в 20-е годы XIX века и был широко известен в годы, последовавшие за разгромом декабристов. Онегин — типичный представитель этой просвещённой части дворянской интеллигенции, которая критически относилась к укладу жизни дворянского общества и к правительственной политике. Это дворянская интеллигенция избегала служить царизму, не желая встать в ряды молчалиных, но она стояла и в стороне от общественно-политической деятельности. А такой путь, хотя и являлся своеобразным протестом против общественно-политического строя, неизбежно обрекал на бездейственность, на отход от народа, на замыкание
в узкий круг эгоистических интересов. Это закономерно приводило таких людей к «душевной пустоте», .лишало их жизнь высокой цели, положительной программы. Белинский прекрасно сказал об Онегине и тем самым о людях такого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».
Отсутствие положительной программы обрекает Онегина на бездействие. Герцен справедливо сказал о нём:
«...Юноша не встречает никакого живого интереса в этом мире раболепия и мелочного честолюбия. И однако в этом-то обществе он осуждён жить, так как народ ещё более от него отдалён... но ничего общего между ним и народом...»
Образ Онегина обладает огромной обобщающей силой. «Факт тот, что все мы — более или менее Онегины, раз только мы не предпочитаем быть чиновниками или помещиками»,— говорил Герцен. Типичность Онегина была настолько сильна, что с этого времени, по словам Герцена, «каждый роман, каждая поэма имела своего Онегина, т. е. человека, осуждённого на праздность, бесполезного, сбитого с пути, человека, чужого в своей семье, чужого в своей стране, не желающего делать зло и бессильного делать добро, не делающего в конце концов ничего, хотя и берущегося за всё, исключая, впрочем, двух вещей: во-первых, он никогда не становится на сторону правительства, и. во-вторых, он никогда не умеет стать на сторону народа».
На образе Онегина Пушкин показал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени,— искания в отрыве от общества и от народа. Пушкин осудил этот путь героя-индивидуалиста, делающий его общественно бесполезным, «лишним» человеком.
ЛЕНСКИЙ
Другой путь, которым шла дворянская интеллигенция 20-х годов XIX века, раскрыт в образе Ленского. Это путь увлечения модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни, мечтательной романтической поэзией:
В Ленском много прекрасных задатков. Пушкин указывает на присущие Ленскому «благородное стремленье и чувств и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых», «жажду знаний и труда и страх порока и стыда».
Но Ленскому недостает знания и понимания действительности. «Сердцем милый невежда», он воспринимает людей и жизнь как романтик-мечтатель. Как и Онегину, ему чуждо общество провинциального дворянства сего узкими интересами, но он идеализирует Ольгу, обыкновенную девушку. Непонимание людей, восторженная мечтательность и приводят Ленского к трагическому концу при первом же столкновении с действительностью.
Ленский — образованный, культурный человек. В его беседах с Онегиным затрагиваются вопросы философские, общественные, научные. Пушкин отмечает у него «вольнолюбивые мечты». Ленский — поэт, сентиментальный романтик. В строфе X второй главы Пушкин перечисляет главные мотивы поэзии Ленского, а в строфах XXI и XXII шестой главы приводит как образец романтической поэзии его элегию.
Те мотивы, которые Пушкин отмечает в поэзии Ленского, близки Жуковскому и другим поэтам — сентиментальным романтикам того времени. Мотивы «любви, печали, разлуки», таинственного «нечто», воспевание «поблеклого цвета жизни», «туманной дали» и «романтических роз» типичны именно для поэзии Жуковского.
Такие романтики, как Ленский, не могут противостоять ударам жизни: они или примиряются с царящим укладом, или погибают при первом же столкновении с действительностью. Ленский погиб. Но если бы он остался жив, то вероятнее всего, превратился бы в обыкновенного помещика-обывателя. Крупным поэтом он вряд ли стал бы: этого не обещала «томная и вялая» поэзия Ленского.
ТАТЬЯНА
Татьяна для Пушкина – милый идеал. Прежде всего, Татьяна – это цельная натура. Натура героини не многосложна, но глубока и сильна. В ней нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком трудные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь её проникнута той ценностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения. В характере Татьяны есть черты, которые роднят её с Онегиным, натура Татьяны поражает своеобразием и самобытностью. Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой», одинокой она чувствует себя и в деревне, и в высшем сете. Неудовлетворённость окружающей среды вызывает у Татьяны чувство тоски. Так же как и Онегин, Татьяна видела и понимала всю пошлость и пустоту не только усадебного, но и московского и петербургского дворянского общества. Свою жизнь она хочет устроить не по обычаям, принятым в помещичьей среде. Она желает сама решить свою судьбу, определить свой жизненный путь. Она хочет сама избрать спутника жизни. Героиня мечтает о таком человеке, который внёс бы в её жизнь высокое содержание, был бы похож на героев её любимых Романо. Такого человека, ей показалось, она нашла в Онегине. Евгений отверг любовь Татьяны. Та любовь принесла ей одни страдания. Трагедия Татьяны была в том, что ей встретился человек, который был «эгоистом», хотя и «страдающим», «печальным чудаком», который не мог внести в её жизнь того, о чём она мечтала.
Татьяна – простая провинциальная девушка, она не красавица и поражает воображение обилием контрастных черт в характере. Задумчивость и мечтательность выделяют её среди поместных обывателей, она чувствует себя одиноко среди людей, не способных понять её душевных запросов. Характер Татьяны не изменился, хотя жизнь принесла ей одни страдания и она не нашла того, к чему стремилась своей возвышенной душой. В её характере уже с детства было такое, что отличало героиню от других девушек её круга. Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием, не интересовалась модой. С детства Татьяна жила среди природы и любила её. Татьяна пытается вырваться из привычного для сельской барышни круга. Она – первая! – пишет письмо Онегину. У Татьяны её поступками руководит «мятежное воображение» умеряется и направляется «умом и волею живой». Татьяна имеет великолепные черты: мечтательность, любовь к природе, романтическая вера в предчувствия и предназначения. Привлекают её нравственные качества: душевная простота, искренность, безыскусственность. Есть у героини и ещё огромное преимущество: Татьяна близка к национальной и народной почве. Уже самим именем героини, распространённым в то время главным образом в простом народе, Пушкин хочет подчеркнуть близость Татьяны к народной массе. «Русская душою», по характеристике поэта, Татьяна любила родную природу и народные обычаи. Через дворовых девушек и, особенно через няню, она познакомилась с народной поэзией и полюбила её. Татьяна «думает о поселянах», помогает бедным. Татьяна Ларина начинает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, верной долгу, ищущей глубоко содержащей жизни.
В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным ещё полнее раскрываются её высокие душевные качества: нравственная безупречность, правдивость, верность долгу, решительность. Прошло время, Татьяну выдали замуж, хотя в её сердце по-прежнему живёт первая любовь. Но она остаётся верна своему долгу. Онегин, такой умный и тонкий, не смог вовремя оценить бесценный дар любви, посланный ему Богом. Близость к крестьянам, сильное влияние няни, воспитывали в Татьяне простоту, искренность, твёрдые основы нравственности, верность долгу и демократизм настроений. Татьяна – натура вполне естественная, она живёт чувствами, а не умом. Встретив Онегина, который настолько полностью вжился в образ литературного героя, что перестал замечать реальность, Татьяна влюбилась в него. Но очевидно также то, что их союз был невозможен. Жизнь остаётся жизнью, а литература – литературой, грань между ними существует, и разрушить её нельзя.
Надо отдать должное гению русской литературы А.С. Пушкину, который сумел создать такой замечательный образ верный долгу, ищущий натуры, которая поражает своей цельностью.
ОЛЬГА
Полной противоположностью Татьяне является ее младшая сестра Ольга. Если детских лет Татьяна была «дика, печальна, молчалива, как лань летная, боязлива», то Ольга «всегда как утро весела, как жизнь поэта простодушна». В Ольге много жизнерадостности, резвости, жизненные силы бьют в ней ключом. Она всегда «с улыбкой чёткой на устах», в доме Лариных всюду слышен её «звонкий голос».
Но внешняя привлекательность и чарующая жизнерадостность Ольги не могут скрыть бедности её душевного мира. Её натура лишена той самобытности и глубины, которые характеризуют Татьяну. Ольга живёт бездумно, руководствуясь в своей жизни установившимися в дворянском поместном быту взглядами и привычками. «Всегда скромна, всегда послушна», она, не задумываясь глубоко, следует принятым в дворянской среде жизненным правилам. Она не может понять Татьяны, её не заставляет задумываться поведение и настроение Ленского в вечер накануне дуэли. Её чувства не отличаются той глубиной и устойчивостью, как у Татьяны. «Недолго плакала» она о Ленском и скоро вышла замуж, «повторив свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время» (Белинский).
На распространённость такого типа женщины и в жизни, и в литературе того времени указывает сам Пушкин:
...любой роман
Возьмите и найдете, верно,
Её портрет...
Но под пером Пушкина этот образ, хотя и эскизно данный, приобрёл такую художественную выразительность, что оказал воздействие на создание целого ряда женских образов в произведениях позднейших писателей (например, Марфиньки в романе Гончарова «Обрыв»).