Вопрос о происхождении языка до сих пор остается в языковедении областью общих предположений и гипотез (т.к. наблюдать, смоделировать образование языка невозможно). Любой живой или мертвый язык может быть понят в реальных фактах его существования, но праязык («первобытный язык») не поддается прямому изучению, т.к. никаких реальных остатков от него нет. Эти языки (язык) не зафиксированы письменностью.
Теория происхождения языка – гипотеза о природе возникновения языка как основного средства коммуникации.
Теории происхождения языка относятся к двум областям знания – к философии и филологии. В философии теории происхождения языка на основе данных разных наук (естественной истории, антропологии, семиотике, технике, социологии и филологии) показывают становление человека, общества и общественной мысли. Они направлены на объяснение роли языка в жизни человека и общества и призваны раскрыть сущность языка. Филологические
теории происхождения языка обычно строятся как гипотезы о становлении языковых фактов и стремятся генетически объяснить строение системы языка, прежде всего происхождение языковых форм и значений слов и предложений.
Логосическая теория (далее – ЛТ) происхождения языка возникла на ранних этапах развития цивилизации и существует в нескольких разновидностях: библейской, ведической, конфуцианской.
В представлении народов Др. Индии и Передней Азии (ранее 10 в. до н.э.) язык был создан божественным, духовным началом, по верованиям древних, которым являются «бог», «слово», «логос», «дао» и др.
Самые древние литературные памятники – индийские «Веды», согласно которым установителем имен является Бог, который создавал не все имена, а только подчиненных ему богов.
В библейской традиции носителем «слова» является единый бог. В первой главе «Книги Бытия», открывающей Библию, рассказывается о сотворении мира в семь дней. Каждый день творение совершалось не руками бога, а его словом. Слово (орудие и энергия) творило мир из первичного хаоса. Евангелист Иоанн в I в. так определил основы ЛТ: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и
без Него ничто не начало быть, что начало быть».Таким образом, ЛТ (идеологическая) – теория, согласно которой происхождение языка обусловлено его божественной сущностью.
Античные гипотезы происхождения языка
Теория «Фюзей» (греч. «physei» буквально – «по природе») – античная теория происхождения языка, согласно которой язык возник естественным путем, или «по природе».
Представителем ТФ был античный мыслитель Гераклит.
Теория «Тезей» (греч. «thesei» буквально – «по положению») – античная теория происхождения языка, согласно которой язык был создан «по установлению», по разумной договоренности людей между собой. Представителями данной теории были Демокрит, Аристотель.
Гипотезы Нового времени
Звукоподражательная теория происхождения языка идет от стоиков и получила поддержку в XIX и даже в XX вв. ЗТ – одна из гипотез, согласно которой язык возник как следствие того, что первобытный человек подражал естественным природным звукам (пению птиц, крикам животных, журчанию воды и т.д.), постепенно придавая им схематический и
условный вид. в любом языке есть некоторое количество звукоподражательных слов типа ку-ку, гав-гав, хрю-хрю, кря-кря и т.п. и производных от них слов типа куковать, кукушка, гавкать, хрюкать, хрюша, кряква и пр.
Данную теорию развивал немец. философ Г.Лейбниц.
Однако эта теория несостоятельна, поскольку: 1) подобного рода слов очень мало;
2) «звукоподражать» можно только «звучащему», но в окружающем мире есть еще и много «безгласных» предметов и явлений (например, дом, камни, квадрат, небо, цвета и пр.).
Междометная гипотеза (далее – МТ) происхождения языка (Ж.-Ж. Руссо, Ш.Бросс, Э.Кондильяк) появилась в античные времена: идет от эпикурейцев, противников стоиков. МТ –теория, согласно которой язык возник из непроизвольных выкриков, сопровождавших эмоциональные состояния: ох – охать, ах – ахать и т.п. Т.е., Согласно МТ, стимулом для появления слов выступал внутренний мир человека, его эмоциональное состояние.
Эту точку зрения поддерживал в XVIII в. Ж.-Ж. Руссо.Эта теория, как и предыдущая, несостоятельно: 1) таких слов в языке меньше даже, чем звукоподражательных; 2) в данной теории ведущее место отводилось экспрессивной функции языка, однако в языке есть очень многое, не связанное с экспрессией.
Гипотеза спонтанного скачка (В. фон Гумбольд). Идея фактически была сформулирована В. Гумбольдтом в работе «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества», где дана общая схема теории происхождения языка. Гумбольдт предложил ее основной тезис: язык есть самозарождающееся и самодвижущееся це-лое – энергия. В этом самодвижении в равной мере участвуют такие компоненты, как «дух
народа» – общее идеальное целое во внутренней стороне языка, духовном достоянии некоторого народа; внешняя форма языка – его звуки, оформляющие высказывания, и внутренняя форма языка – способ соотнесения конкретных комплексов звуков с характерными для данного языка значениями. Сцепление всех трех компонентов приводит к становлению языка, является источником самодвижения языка, его энергией.
Биологическая теория (Ч.Дарвин, Авг.Шлейхер). Принципом объединения труда, мышления, общественной организации и речи является закон соотношения роста, который открыл в биологии Ч. Дарвин. А.Шлейхер понимал язык как организм: так как он рождается, живёт, переживает кульминацию и умирает.
Теория жестовая (Л.Гейгер, В.Вунд – в XIX в., Я.Ван-Гиннекен, Н.Я. Марр – в XX в.) –теория, появившаяся в античные времена, согласно которой язык возник в результате невербального (неязыкового) общения, т.е. общения с помощью языка жестов.
Теория трудовых выкриков – теория происхождения языка (возникшая в XIX в. в трудах вульгарных материалистов: Л.Нуаре, К.Бюхер), согласно которой язык родился из выкриков, сопровождающих коллективный труд. Была развита в последней трети XIX в.
Ее называют трудовой, но более правильно называть социальной теорией происхождения языка.
Становление общественного труда совпадает с возникновением потребности в языке и в общественной мысли, так как материал мысли определен общественно полезным трудом и устройством общественных отношений в интересах производства материальных благ, воспроизводства общественных отношений. Язык в этом контексте должен придать материалу мысли определенную языковую форму и закрепить мысль как категорию общественного
сознания, чтобы на основе языка могло осуществляться управление трудом и социальной организацией, хранением культуры. Это назначение языка, определенное потребностями об-щества, реализуется в становлении форм речи, где звуки становятся осмысленными и потому членораздельными.
Теория социального (общественного) договора – одна из теорий, возникшая в античные времена и связанная с именами Демокрита, Платона и возобновленная в XVIII в. в работах А.Смита; в XX в. получила свое развитие в трудах Ф.Энгельса, К.Маркса, В.Ленина и др.
Доктрина общественного договора была принята в Европе и Америке в XVII – XVIII вв. для истолкования природы общественных отношений.
Родоначальником доктрины общественного договора принято считать голландского ученого Гроция (1583-1645), который считал, что государство и право возникают из общественной природы человека. Общественная природа человека проявляется в естественном и человеческом праве.
Согласно ТСД язык был создан по разумной договоренности людей между собой.
Понимание языка, принятое в доктрине общественного договора, характерно для всей европейской филологии XVII – XVIII вв. и во многом для современного языкознания. Доктриной общественного договора объединяются разные этимологические теории: звукоподражательная теория, междометная теория и теория трудовых команд и трудовых
выкриков. Эти точки зрения на происхождение языка, по сути дела, дополняют друг друга в доктрине общественного договора.