Однако создателем, основоположником современного русского литературного языка является Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) (Портрет). И.С. Тургенев сказал в 1880 г. на открытии памятника Пушкину в Москве на Тверском бульваре (скульптор А.М. Опекушин; деньги были собраны народами России): «Пушкину одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделённые целыми столетиями, и больше, а именно: установить язык и создать литературу».
Пушкин против «искусства, ограниченного кругом языка условленного, избранного», против принципа классового отбора слов и выражений в «новом слоге Российского языка». В то же время поэт высмеивает консервативный национализм шишковцев, их пуризм и любовь к старославянизмам. Принцип жесткого деления лексики между стилями и жанрами (учение о трех штилях) тоже ему не подходит. А.С. Пушкин выдвигает новый принцип отбора лексики:«Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».
Второй важнейший принцип А.С. Пушкина – принцип народности. «Есть у нас свой язык: смелее! – обычаи, история, песни, сказки – и проч.» (заметки 1822 г.) (Подробнее). С этим принципом тесно связано скептическое отношение поэта к иностранным образцам: «Я не люблю видеть в первобытном нашем языке следы европейского жеманства и французской утонченности. Грубость и простота более ему пристали» (письмо к П.А. Вяземскому). В заметке «О французской словесности» (1822) А.С. Пушкин отмечает ее «Вредные последствия – манерность, робость, бледность». «Как можно ей подражать: ее глупое стихосложение – робкий, бледный язык – вечно на помочах», пишет он далее.
А.С. Пушкин категорически осуждал засорение русской литературной речииностранными словами, но до крайнего пуризма шишковцев он не доходил (Подробнее).
Его позиция по отношению к славянизмам также отличается и от обожания шишковцев, и от пренебрежения карамзинистов. В первых стихах А.С. Пушкина славянизмов довольно много:Навис покров угрюмой нощи, Не се ль Минервы росской храм?.. под скипетром великия жены, над злачными брегами, Воззри на гибель пришлеца, их глад и смерть сретают и под. Но это обусловлено жанром и незрелостью. В.В. Виноградов заметил, что уже в 20-е гг. из стихов Пушкина исчезают слова вседержитель, воитель, влиять в прямом смысле, глаголы на -етвместо -ёт (побед – настает; 1821 г.) и краткие страдательные причастия на ударное -ен (после 1817 г. только вознесен – измен в «Полтаве») перестают употребляться. Но е вместо ё иногда встречается и в поздних стихах. Например, в «Анчаре» (1828) раскаленной – вселенной, человек – потек, но черной – тлетворной, К* (1825) безнадежной – нежный, «Не дай мне бог сойти с ума» (1833) лес – грез.