Углубление национальных основ русского литературного языка в поэзии Г.Р. Державина
Гаврила Романович Державин (1743–1816), синтезируя стили ломоносовской исумароковской школы, достигал высокой степени народности и реалистичности (Портрет). Впервые он выступил в печати в 1773 г. и вначале писал оды в традициях М.В. Ломоносова, но затем создал свой поэтический стиль («Ода на смерть князя Мещерского», «Ода к Фелице», «Бог», «Видение Мурзы», «Водопад» и др.).
Н.В. Гоголь писал: «Слог у него [Державина] так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слоев с самыми низкими и простыми» (Подробнее).
По словам В.Г. Белинского, «с Державина начинается новый период русской поэзии... В его стихотворениях нередко встречаются образы и картины чисто русской природы, выраженные со всею оригинальностию русского ума и речи... Поэзия Державина была первым шагом к переходу вообще русской поэзии от риторики к жизни...». Действительно, поэзия Державина наполнена жизнью, ее конкретными деталями. Например, «Похвала сельской жизни»:
Горшок горячих, добрых щей,
Копченый окорок под дымом;
Обсаженный семьей моей,
Средь коей сам я господином,
И тут-то вкусен мне обед! (Подробнее).
Г.Р. Державин гораздо свободнее выбирает стилистические средства, чем предписывалось теорией трех штилей. Одну и ту же тему он может раскрывать по-разному. Сравните торжественное звучание «Осени во время осады Очакова» (Спустил седой Эол Борея С цепей чугунных из пещер… Уже румяна Осень носит Снопы златые на гумно…) и шутливый тон «Желания зимы» (На кабаке Борея Эол ударил в нюни… Со ямщиком-нахалом, На иноходце хватском, Под белым покрывалом – Бореева кума, Катит в санях Зима. Кати, кума драгая, Вшубеночке атласной, Чтоб Осень, баба злая… Не шлендала в кабак И не кутила драк).
Смешивая высокое с низким, Г.Р. Державин преодолевал жанровую разграниченность и стилистическую скованность, присущую классицизму, открывая широкую дорогу для будущего свободного развития русского литературного языка.