Первые грамматики и словари появляются не в Московской Руси, а в Юго-Западной (Киев, Острог, Вильно). Борьба против католичества, польского и латинского языка на этих землях вызвала интерес к церковнославянскому языку, он стал символом независимости. Петр Могила, основатель Киевской духовной школы (Киево-Могилянской академии; 1615 г.) считал, что «Язык славянский правдою божиею основан, збудован и огорожен есть», а в латинском языке «тольколжа, поганская хитрость и фарисеиство седит, почивает и обладает». Во Львове в 1574 г. был издан «Букварь» Ивана Федорова, в 1596 г. вышла «Грамматика словенска» Лаврентия Зизания(Вильно), к ней прилагался и словарь – «Лексис, сиречь речения въкратце събранны и изсловенскаго языка на просты русский диялект истолкованы». В 1619 г. появилась грамматикаМелетия Смотрицкого («Грамматікі Словенскія правілное Сінтагма»), издана в Евье, ныне г. Вевис, Литва.
При Киево-Печерской лавре открылась славянская типография, выпускающая как богослужебные книги, так и полемические произведения, написанные защитниками православия против католиков и против сторонников унии (униатов). В 1627 г. здесь же издан известный «Лексикон словеноросский и имен тлъкование» Памвы Берынды. В этой книге церковнославянская лексика объясняется «простою речью», т. е. разговорным украинским языком. В необходимых случаях словарь дает также сопоставление церковнославянских слов с греческими, латинскими и древнееврейскими их эквивалентами.