Памятники литературного языка строгой нормы (книжно-славянский тип литературного языка)
Книжно-славянский тип использовался только для текстов Священного писания, литургики(тексты церковных служб), гимнографии (псалмы), агиографии (жития святых), гомилетики (проповеди), церковно-канонической письменности. К памятникам строгой нормы относятся «Изборник» 1076 г., «Слова» митрополита Илариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, «Житие Феодосия Печерского», «Чтение о Борисе и Глебе», «Сказание о Борисе и Глебе» и др.
Иларион – первый митрополит из русских (с 1051 года, но в 1054 митрополитом был уже грек Ефрем). «Слово о законе и благодати» дошло в списках XIV–XV вв.
«Слово в новую неделю по пасце» Кирилла Туровского написано во второй половине XII, дошло до нас в списках XIII в.
«Сказание о Борисе и Глебе» написано в начале XII в. (убийство произошло в 1015 г.). Древнейший список – в Успенском сборнике (XII–XIII вв.).
Общие черты памятников книжно-славянского типа
(примеры из «Слова в новую неделю по пасце» Кирилла Туровского и «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона, «Сказания о Борисе и Глебе»)
Лексико-фразеологические:
- Сложения: благоверие, кумирослужение, душеполезныя, многомилостивое,многописание, богоблаженныи, страстотерпьца, плододавец.
- Отвлеченная лексика: мучение, естество, истина. Например, в «Слове на антипасху» Кирилла Туровского: поновление, удивление, устрашение, обновление, избавление, попрание и т. п.
- Старославянизмы: злато, гласъ, страна, единъ, агньци, азъ. Например, у КириллаТуровского и Илариона встречаются только неполногласные варианты (врата, млеко, сдравии; кроме Володимер у Илариона), ра (работа, равьна, разумъ; у Илариона робичищ), много щ(дщерь, отвеща, аще, хощеши; особенно в причастиях). Даже в «Сказании о Борисе и Глебе» неполногласные формы явно преобладают (преже, глас, драгыи, престати, область, злато и мн. др.). Среди старославянизмов с щ (тещи, мощи, нощь, тысяща и др.) и нескольких десятков причастий с суффиксами -ущ, -ащ всего 7 случаев с ч (2 ночь, 3 формы хотети, причьтуче,поступяче). Начальные е, а: единъ, агньци, азъ.
- Грецизмы: евангелие, алтарь, келья, кедр, киноварь, попъ, трапеза.
- Библейская фразеология: благодать божия, дух святыи, царствие небесное, христово стадо.
- Нагнетание синонимичных слов: бѣ блаженыи тъ правьдивъ и щедръ, тихъ, крътъкъ, съмѣренъ (о Борисе); и сице ему стенющю и плачущюся, и слезами землю омачающю (Глеб).
- Противопоставление, антонимы: благодать, истина, избавление, пакыбытие, благовѣрие – мракъ идольскыи, бѣсослугание, лесть идольская, идольскыи знои (Слово о законе и благодати).
- Метафоры. В «Слове в новую неделю по пасце» язычество сравнивается с зимой, христианство – с весной, откуда метафоры зима греховная, зима языческого кумирослужения, лед неверия. Ряд метафор и аллегорий устойчивы, традиционны (в том числе и аллегория зимы с язычеством). Образ пахаря – духовного учителя, просветителя, семя духовное, млеко учения.
Морфологические:
- Нестяженные формы прилагательных и имперфекта: великоуоумоу, идяаше, можааше.
- Окончания на –я (-ѧ): всякоя утѣхы, всея земля, по вся дни, язык от жажа исыхаеть(Кирилл), от единоя жены, на овца пажити своея («Сказание»). В «Сказании» иногда встречаются с «ятем»: моеѣ, ветхоѣ. У Илариона только 1 положивыи душу за овцѣ.
- Твердые окончания в 3 лице глаголов: хвалитъ, славятъ.
Синтаксические:
- «Дательный самостоятельный».
- Развитая система сложноподчиненных предложений, обилие подчинительных союзов с четкой семантикой: а, ако же, акы, аще, бо, да, зане, иже, любо, понеже, егда и др.
- Прямые повторы, подхваты, синтаксический параллелизм: «Образъ же закону и благодати Агаръ и Сарра, работнаа Агаръ и свободна Сара, работнаа прежде ти, потомъсвободнаа»; «Ты бѣ, о честна главо, нагыимъ одѣние; ты бѣ алчьныимъ кърмитель; ты бѣжаждущимъ утробѣ ухлажение; ты бѣ вдовицамъ помощникъ, ты бѣ странныимъ покоище; ты бѣбескровныимъ покровъ» (Иларион); «Увы мнѣ, свѣте очию моею, сияние и заре лица моего,бъздро уности моеѣ, наказание недоразумения моего! Увы мнѣ, отче и господине мой!» (Сказание о Борисе и Глебе).
- Сравнение: «Красота воину оружие и кораблю ветрила, тако и правьднику почитание книжное» (Изборник 1076).