пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Рус.лит.
» ИРЛЯ
» Социология

Гумилёв Брюсов сборник мотивы

Так, ранний Гумилев тяготел к поэзии старших символистов Бальмонта и Брюсова, увлекался романтикой Киплинга, и в то же время обращался к зарубежным классикам: У.Шекспиру, Ф.Рабле, Ф.Вийону, Т.Готье и даже к эпически-монументальным произведениям Некрасова. Позже он отошел от романтической декоративности экзотической лирики и пышной яркости образов к более четкой и строгой форме стихосложения, что и стало основой акмеистического движения. Он был строг и неумолим к молодым поэтам, первый объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно так же учиться, как учатся музыке и живописи.
ретья книга Гумилева “Жемчуга” (1910) принесла ему широкую
известность. Она была посвящена В.Брюсову, которого автор назвал учителем.
Отмечая романтизм стихотворений, включенных в сборник, сам Брюсов писал:
“...Явно окреп и его стих. Гумилев медленно, но уверенно идет к полному
мастерству в области формы. Почти все его стихотворения написаны прекрасно
обдуманными и утонченно звучащими стихами”.
      А Вяч. Иванов именно в “Жемчугах” увидел точки расхождения Гумилева с
Брюсовым и предрек молодому поэту иной путь. Характерно, что именно с
освобождением от влияния Брюсова связан поиск своего места в русской поэзии
начала века таких разных поэтов, как Блок и Гумилев.

Противоречива трактовка сотрудничества Брюсова и Гумилева - от мысли о том, что ученик полностью копировал учителя до мнения об их абсолютной противоположности. Придерживаясь «золотой середины», Ю. Айхенвальд так объяснял этот период творчества Гумилева: «На ранних стихах его легко заметить влияние Брюсова, но свойственные последнему провалы в безвкусии уверенно обошел талантливый и тактичный ученик» [2,492]. С ним перекликается мнение Е. Вагина: «Пройдя школу подражания В. Брюсову и Вяч. Иванову, поэт убедился, что «достижения художников этого разряда не двигают вперед наше художественное сознание» [3,593]. Для нас важно понять, что из намеченного еще в молодые годы и взятого из общения с Брюсовым вошло в зрелое творчество Гумилева, какие аспекты творческого мастерства больше всего интересовали поэта, как он относился к самому себе и своему творчеству, как Брюсов оценивал его, насколько близок их поэтический мир друг другу.


Первый сборник стихов Николая Гумилева.

Выпущен на средства родителей автора, в октябре 1905 года. При жизни поэта не переиздавался.

В сборник вошли стихотворения:

  • Я конквистадор в панцире железном...
  • С тобой я буду до зари...
  • Песнь Заратустры
  • Credo
  • Греза ночная и темная
  • Песня о певце и короле
  • Рассказ девушки
  • Дева Солнца
  • Осенняя песня
  • Сказка о королях
  • Когда из темной бездны жизни...
  • Людям настоящего
  • Людям будущего
  • Пророки
  • Русалка
  • На мотивы Грига
  • Осень
  • Иногда я бываю печален...
  • По стенам опустевшего дома...

Существует предположение о том, что позже автор «вычеркнул» «Путь конквистадоров» из списка собственных сборников, косвенным доказательством чего послужило напоминание в четвертом сборнике «Чужое небо», о том, что это третья книга стихов. Дарственная надпись на книге Вере Мелентьевне Гадзятской гласит:

Этот «Путь конквистадоров»,
Скопище стихов нестройных,
Недостоин Ваших взоров,
Слишком светлых и спокойных.


Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стёртые карты Америки.

В лирическом герое этого стихотворения легко узнаётся поэтический профиль Николая Гумилёва. Если вы были внимательными и вдумчивыми читателями, то заметили, что лирике Гумилёва присущи возвышенные, экзотические мотивы, навеянные «музой дальних странствий». Три путешествия в Африку определили основные темы его поэтических сборников «Романтические цветы»«Жемчуга»«Чужое небо» и др. Полный тайн и экзотики, жаркого солнца и неведомых растений, удивительных птиц и животных, африканский мир в стихах Гумилева пленяет щедростью звуков и буйством красок. Отголоски африканских впечатлений слышны и в поздних стихотворениях автора с философской, религиозной и социальной проблематикой. Так, в книге стихов «Шатёр» экзотика из внешней декоративности незаметно перетекает во внутреннюю лирическую тему.

 

В центре поэтического мира Гумилёва — образ независимой и свободной личности. Лирический герой поэта не пассивный созерцатель жизни, а волевая и дерзкая натура, которой чужды серость и обыденность существования. В стихотворении «Старый конквистадор» герой-воин не отступает даже перед лицом смерти. Изнемогая от голода и усталости, он не утратил прежнего азарта, отваги, остался покорителем, завоевателем: «Как всегда, был дерзок и спокоен // И не знал ни ужаса, ни злости…». Риск, испытания, приключения — смысл жизни романтического героя Николая Гумилёва. Его душа стремится ко всему необыкновенному, прекрасному, изысканному. Так романтика подвига, приключений, преклонение перед отважными завоевателями новых земель звучит в небольшом цикле«Капитаны»: «Ни один пред грозой не трепещет, ни один не свернёт паруса». Мужественная интонация, волевое начало являются доминирующими в лирике Гумилёва.

Особенности акмеистической поэзии ярко отразились в лирике Николая Степановича Гумилёва. Многоцветная декоративность, живописность композиции, повествовательность описания, стремление к «вещности» образа, предметная детализация, совершенство формы — всё это подтверждает принадлежность стихотворений Гумилёва к акмеизму.

А А Ахматовой Она, не отрицая влияния французской литературы на Н С Гумилева, подчеркивала в статье «Самый непрочитанный поэт» духовную, визионерско-христианскую, а не подражательную основу творчества поэта « Г<умилев> - поэт еще не прочитанный и по какому-то странному недоразум<ению> оставшийся автором "Капитанов" (1909г), которых он сам ненавидел»Визионерство НС Гумилева выразилось в приверженности христианству, пророческом даре предвидеть свою судьбу, недаром сама А А Ахматова назвала акмеиста «пророком, визионером»3 Она обратилась и к анализу «античных» произведений Н.С Гумилева Так, А А Ахматова считала поэмы сборника «Путь конквистадоров» близкими античным трагедиям, в которых важную роль играют рок и случайность, а герой попадает в сложную и практически безвыходную ситуацию


 

17.06.2015; 21:21
хиты: 2120
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь