Сергей Александрович Есенин (1895-1925), имажинист, Волков, Юшин, Базанов.
Термин "новокрестьянские" используется в литературоведении для того, чтобы отделить модернистов, которые обновляли русскую поэзию, опираясь на народное творчество, от подражателей и эпигонов поэзии Никитина, Кольцова, Некрасова. Новокрестьянские поэты развивали традиции крестьянской поэзии, а не замыкались в них. Поэтизация деревенского быта, нехитрых крестьянских ремёсел и сельской природы являлись главными темами их стихов.
В 20-х годах стали широко известными "новокрестьянские" поэты: Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков, Петр Орешин, Александр Ширяевец, Михаил Артамонов, Павел Радимов, Василий Наседкин и др. Термин "новокрестьянский" "во многом условен. Он употребляется главным образом для того, чтобы подчеркнуть отличие поэтов... от их предшественников, "крестьянских" поэтов ХIХ и ХХ веков. "Новокрестьянские" поэты были в полном смысле слова профессиональными литераторами, но земля в их глазах отличалась "особой святостью". Новейшими чертами их поэзии стало явно отрицательное отношение к цивилизации. Впервые этих поэтов определил как Н. П. критик В. Львов-Рогачевский ("Поэзия новой России: Поэты полей и городских окраин". М., 1919)
По классификации ЛВ Занковской, тв-во Есенина делится на 8 периодов.
1 период (июль 1912 г. – октябрь 1917 г.) – дореволюционный этап жизни и творчества поэта. Период под условным названием «Мой край, задумчивый и нежный» является чрезвычайно важным для поэтического дарования Есенина. В этот период он формируется как выдающийся лирик и получает признание у интеллектуальной элиты России как новая восходящая звезда русской литературы.
Основные образы есенинской поэзии. Главный образ - это образ России, который распадается на образы дороги, природы, деревни, матери. Образы природы многообразны (закат, росы, восход, клен, береза, топи болот, осень...). Прелесть есенинских стихов о природе создается прежде всего
неожиданными сравнениями и метафорами («синь сосет глаза», «осень - рыжая кобыла», «хаты - в ризах образа», «принакрылась снегом, точно серебром», «выткался на озере алый свет зари», «синий плат небес», «задрожало зеркало затона», «взвенивает лес», «кудрявый сумрак за горой» и т. д.)
Крестьянская Русь — центральный образ первых сборников Есенина «Радуница» (1916) и «Голубень» (1918). Показательны уже сами названия обеих книг. Радуница — день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли на Руси и первые весенние дни. Голубая, синяя — постоянные эпитеты есенинской России: Опять передо мною голубое поле. Качают лужи солнца рдяный лик. Специфическое, «индивидуальное» использование цвета — характерное для всей поэзии начала XX века явление. Если у Блока «синий» — цвет разлуки, печали, недостижимости счастья, то в поэзии Есенина он почти всегда предметно закреплен, более конкретен. Смысловые ассоциации «синих» цветовых определений у Есенина — молодость, полнота светлых чувств, нежность. «Обаяние и тайна есенинской Руси — в тихо лучащемся отсутствии» (Л.Аннинский). Ключевые образы ранней поэзии — звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия — это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов.
Есенин дал русской поэзии свыше полусотни (подсчитывали) удивительных образов месяца-луны, причем без эпитетов.
Имажинизм (образ; image - картинка), отсюда направление в поэзии - имажинизм. С. Есенин, А. Мариенгоф, В. Шершеневич - поэты-имажинисты, трактовавшие написание стихов как создание ярких образов. От имажинизма Есенин быстро отошел. Нельзя живительную образность ограничить каким-либо направлением.