Проза Короленко — проявление его яркой творческой индивидуальности, но это проявление поддержал художественный реализм, способный в поиске правды жизни объединить разные стилевые начала. И поэтика прозы все это объединила, включая еще повышенную метафоричность, очерковость и правдоподобие. Объединила, чтобы дать полнейшую свободу для художественного воплощения реалистического мироощущения Короленко.
Именно в таком направлении писатель истолковывал поэтику своей прозы. Сделано это было в 1887 г. в письме B.C. Козловскому как ответ на вопрос о значении романтизма в творчестве Короленко: «Вот вопрос, который я себе поставил, и хотя пока не могу считать его для себя решенным (для этого намереваюсь обратиться к литературным источникам из периода возникновения и борьбы романтизма с «классиками»), — однако ответ отчасти предчувствую, и если он верен, то едва ли я вполне могу примкнуть к романтизму, по крайней мере сознательно (художественное творчество не всегда соответствует тем или иным убеждениям и взглядам автора на искусство). Однако и крайний реализм, например, французский, нашедший у нас столько подражателей, — мне органически противен». В дальнейших своих эпистолярных рассуждениях Короленко проникает в самое существо художественного реализма: «Там я высказал только, что современные реалисты забывают, что реализм есть лишь условие художественности, условие, соответствующее современному вкусу, но что он не может служить целью сам по себе и всей художественности не исчерпывает. Романтизм в свое время был условием, и если напрасно натурализм в своей заносчивости целиком топчет его в грязь, то с другой стороны, то, что прошло — прошло, и романтизму целиком не воскреснуть. Мне кажется, что новое направление, которому суждено заменить крайности реализма, — будет синтезом того и другого». Утверждая идею художественного «синтеза», Короленко, по сути дела, указывает на природу нового реализма («художественный реализм»), для которого как раз и характерно объединение разных начал.
Писатель, журналист. Отец – судья, украинского происхождения. Мать – полька. Короленко был разносторонне талантлив: рисовал, был корректором, работал мастеровым. Пережил ссылку из-за ложного доноса в том, что он якобы хотел убить полицейского. Ему было запрещено жить в Петербурге и Москве. После сибирской ссылки жил в Нижнем Новгороде. Именно здесь он написал свои основные циклы очерков и рассказов, повестей. В 1896 году он переезжает в Петербург и входит в редакцию журнала «Русское богатство». 1900 – избран почетным академиком по разряду изящной словесности.
Первые его рассказы – «Сон Макара», серия рассказов из цикла «Очерки сибирского туриста», «Убивец», «Федор Бесприютный». Это рассказы о героях Сибири, с которыми был лично знаком писатель. Прототипами героев являются реальные люди. В рассказе «Сон Макара» автор изобразил не просто сибирского крестьянина, но и человека, который оказывается жертвой безжалостного, несправедливого по отношению к простому человеку мира. Работал он страшно, но жил бедно. Рабский труд, пьянство, голод и холод, ранняя гибель – удел таких людей. В предсмертном сне он беседует с Богом (Тойном), который жалеет его за его тяжелую жизнь. Именно поэтому деревянная чаша его судьбы поднималась все выше и выше над чашей его вынужденных грехов. Художественные картины, в основу которых были положены наблюдения за жизнью сибиряков во время ссылки, были воплощены в серии рассказов «Очерки сибирского туриста». При этом данные рассказы явились контаминацией реальности и вымысла, поэтому их жанровую форму оказалось определить довольно сложно. В данном случае речь идет о синтезе очерковой и рассказовой форм, то есть о слитом жанровом образовании, в связи с чем прозу Короленко называют синтетической, а факты действительности его прозы преобразуются через эстетику художественного вымысла.
Ряд его сибирских произведений посвящен бродягам, «потерянным» людям. Это погибшие, сломленные натуры, которые очень хотят свободы. Однако их духовные поиски нередко приводят их в тупик, в связи с чем они заканчивают либо самоубийством, либо невольной жестокостью по отношению к себе и окружающим. В портретных характеристиках Короленко нередко говорит о страдальческих чертах в их лицах (страдальческая складка губ, глухая тоска в глазах).
Есть герои, которые переходят из рассказа в рассказ: Буран из «Соколинца» напоминает Федора Панова (из рассказа «Федор Бесприютный»), сам Соколинец – Степана из «Марусиной заимки». Этим людям, как правило, свойственны обреченность, покорность судьбе, но и всплески бешенства, негодования, озлобленности на мир и людей (рассказ «Федор Бесприютный»). Героев, которые были бы им противопоставлены, здесь нет, кроме Тимофея из рассказа «Марусина заимка», который представляет собой новый тип героя, владеющего силой земли, так как он крестьянин. Он и на каторге сохраняет в себе крестьянина, не бродяжничает.
Резким противопоставлением описанному миру героев становится мир жестокой власти, системы подавления, разрушения, безжалостного подавления личности. Это мир чиновников, которые упиваются своим произволом и безнаказанностью. Галерея образов:
- тупица и пошляк, жандармский полковник из «Федора Бесприютного»;
- исправник, разбойник с большой дороги из рассказа «Убивец»;
- жандармы, готовые убить человека, из рассказа «Черкес»;
- смотритель тюрьмы, жестокий, - из рассказа «Искушение».
Порядочный человек в этой системе образов – это исключение, нелепость. Чиновники не принимают таких отклонений от нормы.
При этом Короленко представляет и другую систему образов – образы политических ссыльных, о которых нельзя было говорить из-за цензуры. Один из таких образов представлен в рассказе «Чудная» (героиня умирает от чахотки).
Острые нравственно-социальные проблемы были поставлены и в рассказе «В дурном обществе» (1885) и в повести «Слепой музыкант» (1886). Описывается проблема воспитания молодого поколения. Герой первого произведения попадает в «дурное общество» городских бродяг и нищих, которые ютятся на городском кладбище. Но именно здесь герой, сын судьи, получает больше тепла и внимания, чем в семье. Среди этих «проблематичных натур», в числе которых выделяется и Тибурций Драб, есть герои, которые способны по-отечески воспитывать чужих детей, в том числе и названный герой. Именно Тибурций впоследствии помогает судье понять собственного сына.
В данном рассказе поставлен вопрос о социальном расслоении, трагической гибели беззащитных детей (погибает приемная дочь Тибурция). Но именно могила этой девочки объединяет забывшую раздоры семью.
Повесть «Слепой музыкант» - проблема «органического» стремления к свету слепорожденного человека. Но эта первоначальная идея была расширена впоследствии, в ходе создания произведения. Перед читателем разворачивается история развития, становления художественного таланта, сначала мальчика, потом – юного музыканта, а далее – выдающегося пианиста-импровизатора.
Природа, жизнь, стихия народной музыки – необходимое условие для рождения оригинального художника.
Второе условие – знание жизни, уход из комфортной жизни в большой мир с его страданиями, горем, нуждой, что испытывают простые люди.
Влечение мальчика к музыке начинается с простенькой дудочки барского конюха Иоахима, это продолжается в общении с природой и ее голосами, с древними украинскими историческими народными песнями и т.д. Мальчик увлекается роялем, но впоследствии его судьбу меняет дядя, который отправляет молодого человека скитаться с ватагой слепых. Триумфом молодого музыканта, познавшего жизнь, становится его концерт в Киеве. Теперь уже его слушателями становится огромная толпа, узнавшая глубину и ужас жизненной правды.
1893 год – посещение Всемирной выставки в Чикаго. Результатом работы стали статьи об Америке и повесть «Без языка», в которой речь шла о застарелых русских предрассудках и об американской демократии, которая претендовала на высший уровень общественного развития. В центре сюжета – простой русский крестьянин, который выехал в Америку за лучшей долей (Матвей Лозинский). Он очень долго в новой стране не может отвыкнуть от своих привычек. В морском путешествии дл Америки он встречает свою будущую невесту Анну, которая впоследствии в Америке была принята в услужение хозяйки дома, в котором расположился герой. Сама хозяйка – родом из России. Русская барыня-самодурка. При этом герой в Америке очень одинок. Поднимается вопрос свободы, на который автор однозначного ответа не находит. В Америке его называют дикарем. Там же у него было две стычки с американским полицейским, которого он за обиду поверг навзничь кулаком, но газетчики приписывают русскому его убийство. Приехавший за свободой человек оказывается в итоге загнанным, измученным преследованиями.
В повести есть и другие герои, которые олицетворяют прямолинейный, «официально ритуальный» и в то же время примитивный взгляд на мир. Это американский судья.
Еще один герой повести – мистер Евгений Нилов, у которого когда-то в подчинении был Лозинский (Лозинский – бывший крестьянин). Их встреча в Америке, стране свободы, - показатель равенства и американской демократии, о которой писал Короленко. При этом Нилов – вечный искатель лучшей доли, так ничего и не добившийся в Америке, а Лозинскому это удается благодаря его хорошей крестьянской хватке.
Тема, представленная в повести иронически, - тема американской прессы. О журналистах автор говорит как о людях, которые произвольно интерпретируют факты; они демонстрируют не демократичное и не равноправное отношение к людям, называя русских дикарями; агрессивность их поведения заменяет для них поиск истины.
Короленко был не только писателем, но и журналистом. Именно поэтому для него пресса была отражением нравственной физиономии общества.
Короленко называют мастером малых форм: много очерков и рассказов в творчестве.
1886 год – рассказ «Лес шумит»: полесская легенда; «Мгновение» (1900) (история о заключенном герое, которому удается бежать во время шторма из заточения замка). Как правило, это рассказы-притчи или легенды, что в очередной раз подтверждает синтетичность прозы Короленко. Рассказ «Необходимость. Восточная сказка» - о споре двух мудрецов, которые приходят к выводу, что необходимость - не хозяйка жизни каждого человека, а только бездушный счетчик их поступков и душевных движений. Теме стремления к счастью посвящен рассказ «Парадокс» (о герое-калеке, который все виртуозно делает ногами, так как от рождения лишен рук).
80-90 годы его творчества – путевые очерки Короленко.
«Река играет»: главный герой Тюлин, перевозчик, с вечным похмельным синдромом. Однако он простодушный, добрый, открытый, с юмором, неэгоистичный. Рассказ об уникальном русском характере простого человека. Путевая основа очерка – в описании пейзажных картин весенней Ветлуги (описываемой реки). Именно здесь, на этой реке, герой-рассказчик нашел свое успокоение и счастье, среди простых мужиков, живущих в красотах своенравной природы, воплощением которой стала река Ветлуга.
Циклы очерков – Павловские очерки» (1890) (о кустарном ремесле жителей села Павлово). Основное внимание сконцентрировано не на ремесле, а на человеке с его страданиями, существующем в каторжной ситуации труда.
Очерковый цикл «В голодный год» (1892) – о засухе и неурожая, которые преследовали крестьянство.
Еще одна особенность синтетичности его прозы заключается в художественно-публицистической направленности его произведений, о чем говорит и выбранная жанровая форма (очерк).
Задача публицистики, по мнению Короленко, - стоять на страже законного порядка. В статье «Текущая жизнь» он говорит об истинной роли прессы – преследовать пороки общества. Перо журналиста – это оружие, которым можно наносить и отражать удары.
Серия статей «Мултанское жертвоприношение» - о забитой удмуртской деревне, которую пытались обвинить в серии человеческих жертвоприношений. Люди были дважды осуждены на каторгу ни за что. Царский суд имел необходимость столкнуть разные народности. И Короленко доказывает это.
Статья «Бытовое явление» (1910) - протест писателя против смертных казней, которые в то время получили распространение в России.
«Письма к А.В. Луначарскому» (1920) - самые яркие публицистические выступления о псевдореволюционных решениях, которые могли привести государство на грань катастрофы.