Эми́ль Золя́ - французский писатель, публицист и политический деятель.
Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века — вождь и теоретик так называемого натуралистического движения, Золя стоял в центре литературной жизни Франции последнего тридцатилетия XIX века и был связан с крупнейшими писателями этого времени («Обеды пяти» (1874) — с участием Гюстава Флобера, Ивана Тургенева, Альфонса Доде и Эдмона Гонкура; «Меданские вечера» (1880) — знаменитый сборник, включавший произведения самого Золя, Жориса Карла Гюисманса, Ги де Мопассана и ряда второстепенных натуралистов, как Анри Сеар, Леон Энник и Поль Алексис).
Творчество.
Первые литературные выступления Золя относятся к 1860-м годам — «Сказки к Нинон» (Contes à Ninon, 1864), «Исповедь Клода» (La confession de Claude, 1865), «Завет умершей» (Le vœu d'une morte, 1866), «Марсельские тайны»
Молодой Золя стремительно подходит к своим основным произведениям, к центральному узлу своей творческой деятельности — двадцатитомной серии «Ругон-Маккары» (Les Rougon-Macquarts). Уже роман «Тереза Ракен» (Thérèse Raquin, 1867) заключал в себе основные элементы содержания грандиозной «Естественной и социальной истории одного семейства в эпоху Второй империи».
Золя тратит очень много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся огромная эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности — во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвлённой, что отростки её проникают как в самые высокие слои Франции, так и в глубочайшие её низы.
Последний роман серии включает родословное древо Ругон-Маккаров, которое должно служить путеводителем по крайне запутанному лабиринту родственных отношений, положенных в основу системы грандиозной эпопеи. Действительным и подлинно-глубоким содержанием произведения является конечно не эта сторона, связанная с проблемами физиологии и наследственности, а те социальные изображения, которые даны в «Ругон-Маккарах». С той же сосредоточенностью, с какой автор систематизировал «естественное» (физиологическое) содержание серии, мы должны систематизировать и понять её социальное содержание, интерес которого исключителен.
Стиль Золя противоречив в своей сущности. Прежде всего — это стиль мелкобуржуазный в чрезвычайно ярком, последовательном и завершенном выражении, — «Ругон-Маккары» не случайно являются «семейным романом», — Золя даёт здесь очень полное, непосредственное, очень органическое, во всех своих элементах жизненное раскрытие бытия мелкой буржуазии. Видение художника отличается исключительной целостностью, ёмкостью, но именно мещанское содержание интерпретируется им с глубочайшим проникновением.
Творчество Золя научно, его отличает стремление поднять литературное «производство» на уровень научных знаний своего времени. Его творческий метод получил обоснование в специальной работе — «Экспериментальный роман» (Le roman expérimental, 1880). Здесь видно, насколько последовательно художник проводит принцип единства научного и художественного мышления. «„Экспериментальный роман“ есть логическое следствие научной эволюции нашего века», говорит Золя, подводя итог своей теории творческого метода, являющейся перенесением в литературу приёмов научного исследования (в частности Золя опирается на работы знаменитого физиолога Клода Бернара). Вся серия «Ругон-Маккары» осуществлена в плане научного исследования, проведённого в соответствии с принципами «Экспериментального романа». Научность Золя является свидетельством тесной связи художника с основными тенденциями его эпохи.
Грандиозная серия «Ругон-Маккары» перенасыщена элементами планирования, схема научной организации этого произведения представлялась Золя существеннейшей необходимостью. План научной организации, научный метод мышления — вот основные положения, которые можно считать исходными для стиля Золя.
Больше того, он был фетишистом плана научной организации произведения. Его искусство постоянно нарушает границы его теории, но самая природа планового и организационного фетишизма Золя вполне специфична. Здесь сказывается характерный способ представления, отличающий идеологов технической интеллигенции. Организационная оболочка действительности постоянно принимается ими за всю действительность, форма замещает содержание. Золя выражал в своих гипертрофиях плана и организации типичное сознание идеолога технической интеллигенции. Приближение к эпохе осуществлялось через своеобразную «технизацию» буржуа, осознавшего своё неумение организовать и планировать (за это неумение его всегда бичует Золя — «Счастье дам»); познание эпохи капиталистического подъёма у Золя реализуется через плановый, организационно-технический фетишизм. Теория творческого метода, развёрнутая Золя, специфика его стиля, обнажающаяся в моментах, обращённых к капиталистической эпохе, восходит к этому фетишизму.
Роман «Доктор Паскаль» (Docteur Pascal, 1893), завершающий серию «Ругон-Маккары», может служить примером такого фетишизма — вопросы организации, систематики, конструирования романа выделяются здесь на первое место. В этом романе раскрывается и новый человеческий образ. Доктор Паскаль — это нечто новое по отношению и к падающим мещанам и к побеждающим капиталистическим хищникам. Инженер Гамелен в «Деньгах», капиталистический реформатор в романе «Труд» (Travail, 1901) — всё это разновидности нового образа. Он недостаточно развёрнут у Золя, он только намечается, только становится, но сущность его уже вполне ясна.
Фигура доктора Паскаля является первым схематическим наброском реформистской иллюзии, в которой находит своё выражение тот факт, что мелкая буржуазия, форму практики которой представляет стиль Золя, «техницизируясь», примиряется с эпохой.
Типичные черты сознания технической интеллигенции, прежде всего фетишизм плана, системы и организации, переносятся на ряд образов капиталистического мира. Таков, например, Октав Муре из «Дамского счастья», не только великий хищник, но и великий рационализатор. Действительность, которая ещё недавно оценивалась как мир враждебный, теперь осознаётся в плане некоей «организационной» иллюзии. Хаотический мир, зверская жестокость которого ещё недавно доказывалась, теперь начинает представляться в розовых одеждах «плана», планируется на научных основах не только роман, но и общественная действительность.
Золя, всегда тяготевший к тому, чтобы превращать своё творчество в орудие «реформирования», «улучшения» действительности (это отражалось в дидактизме и риторизме его поэтической техники), теперь приходит к «организационным» утопиям.
В промежутке между сериями — «Ругон-Маккары» и «Евангелия» — Золя написал свою антиклерикальную трилогию «Города»: «Лурд» (Lourdes, 1894), «Рим» (Rome, 1896), «Париж» (Paris, 1898). Драма аббата Пьера Фромана, ищущего справедливости, дана как момент критики капиталистического мира, открывающей возможность примирения с ним. Сыновья мятущегося аббата, снявшего рясу, выступают как евангелисты реформистского обновления.
«Руго́н-Макка́ры» (полностью «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи») — собирательное название цикла из 20 романов французского писателя Эмиля Золя. Этот роман-река считается вершиной французского натурализма.
Большинство главных героев цикла представлены в первом романе, «Карьера Ругонов». В дальнейшем какая-либо четкая хронологическая последовательность отсутствует.
С позиций натурализма, Золя даёт весьма детализированное описание жизни городов и сельских общин, а также различного вида предприятий. Например, в романе Чрево Парижа подробно описана структура городского рынка сыров того времени. Также романы описывают события франко-прусской войны 1870 года. Стоит отметить, что серия была начата автором после падения Наполеона III.
Во «Введении» своего последнегo романа, Доктор Паскаль, Золя дал рекомендованный порядок чтения, хотя он сильно и не требуется, так как сюжет каждого романа развивается независимо от других
Порядок издания :
«Карьера Ругонов» (1871); «Добыча» (1871—1872); «Чрево Парижа» (1873); «Завоевание Плассана» (1874); «Проступок аббата Муре» (1875); «Его превосходительство Эжен Ругон» (1876); «Западня» (1877); «Страница любви» (1878); «Нана» (1880); «Накипь» (1882); «Дамское счастье» (1883); «Радость жизни» (1884); «Жерминаль» (1885); «Творчество» (1886); «Земля» (1887); «Мечта» (1888); «Человек-зверь» (1890); «Деньги» (1891); «Разгром» (1892); «Доктор Паскаль» (1893).
Самое известное творение Золя – это цикл из 20 романов «Ругон-Маккары» (1868-1893). Золя ставил в цикле две основных задачи: 1) описать французское общество второй половины 19 века, с 1851 по 1870 гг. – время второй Империи (как Бальзак хотел описать Францию первой половины 19 века). 2) Показать действие законов наследственности на примере истории одной семьи, пяти её поколений. Это семья Ругон-Маккаров, состоящая из двух ветвей. Все они из поколения в поколение сохраняли основные черты характера. Ругоны – неуёмная жажда власти и богатства. Маккары – пристрастие к алкоголю, крайняя вспыльчивость и т.д.
В центре каждого романа – один из представителей этой семьи. Сюжет каждого романа совершенно самостоятелен. Но в целом они рисуют одну общую картину. Первый роман цикла «Карьера Ругонов».
Один из лучших романов цикла «Жерминаль» описывает жизнь шахтёров, один из Макаров, Этьен стал шахтёром. Его полезно прочесть, чтобы знать, как жутко жил народ в 19 веке.
Лучший роман Золя – «Доктор Паскаль». Главный герой учёный биолог доктор Паскаль, настоящий подвижник науки, отдавший всю свою жизнь на благо человечества, он задался целью изучить законы наследственности на примере своей собственной семьи (а он Ругон), чтобы научиться управлять ими, чтобы бороться с наследственными болезнями и недостатками. Он живёт со своей племянницей Клотильдой, которую ему отдали на воспитание и старой служанкой. Обе женщины очень религиозны и им очень не нравится, что Паскаль атеист, они его любят и не хотят, чтобы он попал в ад, они считают его науку и научные труды греховными, бесовскими, мечтают о том, чтобы сжечь все его бумаги, всё то, во что он вложил свою душу. Спасая Паскаля от предполагаемого ада, они превращают его реальную жизнь в ад, он вынужден враждовать с самыми близкими людьми, защищать от них главное дело своей жизни. Но самое интересное начинается тогда, когда 59-летний Паскаль, холостяк, никогда не знавший ни любви, ни женщин, к своему ужасу обнаруживает, что 25-летняя Клотильда, его родная племянница, любит его, а он - её. Как только они перестают сопротивляться своей любви, они узнают настоящее счастье. Золя описывает эту греховную, кровосмесительную связь именно как истинную высокую любовь, перед которой всё остальное – возрастная разница, родственные отношения, мнение окружающих – ничтожно.
Но через некоторое время Паскаль испугался этой любви, испугался за будущее Клотильды, он скоро умрёт, а ей ещё жить среди людей, которые не понимают этой любви. Он настоял на разлуке, она уехала в Париж. Но это не принесло ничего хорошего, оба страшно тосковали, он скоро заболел и умер. Вывод - никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя отказываться от настоящей любви, которая выше всего. Но финал оптимистический. У Клотильды рождается сын от Паскаля, уже после его смерти, и в нём вся надежда. Этот ребёнок – символ победы любви, самой природы, самой жизни над всеми глупыми законами и страхами человеческими. Самое главное в жизни – счастье, которое дано людям от природы: любить и рожать детей, а всё остальное - чепуха. Финал роман – это настоящий гимн жизни, которая преодолевает всё. Вообще многие страницы Золя – это эмоциональный гимн жизни. Золя призывает: нельзя отказываться, уходить от жизни, надо жить полноценно, радоваться и страдать, нельзя бояться страданий, неудобств, насмешек, иначе никогда не узнаешь жизни и настоящего счастья.
В романе «Доктор Паскаль» есть описание необыкновенного случая – о том, как дядюшка Маккар, горький пьяница, весь уже пропитавшийся спиртом в буквальном смысле, очередной раз напившись, уснул, не потушив трубку, тлеющий табак попал ему на штаны прожёг их и загорелось его проспиртованное тело - тихим голубым пламенем. И он сгорел весь, остался только обгоревший стул и кучка пепла. Сцена вообще очень характерная для Золя: натурализм на грани фантастики.
Проблематика Ругго-Макаров
раскрываются важнейшие стороны творчества Золя: социально-историческая концепция писателя; идейные и эстетические проблемы, имеющие принципиальное значение для суждений о границах его реализма; существенные черты и противоречия его творческого метода; характер и содержание преемственных связей его искусства с реалистической традицией и сделанные автором «Ругон-Маккаров» художественные открытия, расширяющие и обогащающие эту традицию.
Роман «Карьера Ругонов» — достойный пролог серии «Ругон-Маккары», исторический ключ к ней — вправе претендовать на одно из самых заметных мест в ряду «посмертных разоблачений» (Маркс) тайны рождения Второй империи. Органически связав судьбы действующих лиц с политической историей Франции, кризисом Республики и победой Луи-Наполеона, Золя воплотил в ряде индивидуальных образов социальный тип буржуа, действующего в новых исторических условиях, раскрыл реакционную сущность бонапартизма и положил начало антибонапартистской теме, которая пройдет через многие его произведения. Великолепное разнообразие художественных форм, сочетание известных уже изобразительных средств с новыми приемами реалистической словесной живописи помогло Эмилю Золя в «Карьере Ругонов» с блеском решить серьезную задачу идейного плана — передать глубину социального контраста между «партией порядка» и восставшим народом.
«Завоевание Плассана» — произведение остро-разоблачительное, расширяющее данную в «Карьере Ругонов» характеристику бонапартизма, показанного здесь в связях с церковью — одной из его опор, — заслуживает внимания и как социально-психологический роман, в котором нашел отражение интерес Эмиля Золя к глубинным процессам человеческой психики.
«Поэма в духе реальности», совершенно своеобразная по сюжету и стилю, развивающая мотивы философии «радости жизни», и вместе с тем — один из самых ярких в литературе XIX века документов воинствующего антиклерикализма, роман «Проступок аббата Муре» предоставляет возможность судить о важных эстетических принципах Эмиля Золя. И в данном романе и в относящихся к нему материалах раскрывается роль, которую писатель в своей творческой системе отводит воображению, вымыслу и точному наблюдению; уточнено понятие «опыт», истолкованное в его теоретических работах в духе жесткой механистичности.
Роман «Западня», в котором Золя, расширяя социальную тематику своего творчества, обратился к жизни общественных низов, должен быть оценен как значительное явление реалистической литературы. Избрав «эстетически неблагодарный» материал, писатель открыл в нем источники подлинного драматизма, среди грубой и жестокой прозы повседневности разглядел живую красоту и человечность. Передавая правду этой новой для него действительности, Золя создал богатую, сложную, гибкую форму романа, пришел к интереснейшим решениям в области композиции, ввел в повествование элементы пространственных искусств, наметил новые аспекты в изображении процесса труда, приближаясь в этом к проблемам эстетики XX века.
Образы
В цикле «Ругон-Макар» этот роман становится своеобразным прологом, в котором речь идет о происхождении семьи Ругон-Макаров и, вместе с тем, о возникновении режима Второй империи. Время действия в романе - декабрь 1851 г. В центре - события государственного переворота, вследствие которого к власти пришел Луи Бонапарт. Место действия - небольшой провинциальный городок Плассан, который стал для Золя будто моделью всего французского общества накануне переворота.
Показав, какие государственные силы и почему поддерживали государственный переворот, Золя подает серию сатирически обрисованных характеров провинциальных буржуа (Пьер, Фелисите, Сикардо, Вюйе). Для Золя очевидно, что приход буржуазии к власти запятнан кровью невинных людей.
Трусливость и подлость Пьера Ругона и ему подобных позволили утвердить режим Второй империи, которую Золя назовет «эпохой безумия и позора» во Франции. В романах «Добыча», «Чрево Парижа» показан путь к власти двух прохиндеев и авантюристов на манер Аристида Саккара или Ежена Ругона, изображена та питательная среда, которая станет опорой для нового режима - мелкая торговая буржуазия, которая ухватила свою частицу добычи от милостей империи, все эти «тучные», самодовольные мещане (семья Кеню в «Брюхе Парижа»). Уже в этих первых романах проступает одна из характерных особенностей стиля Золя - объединение детализированного описания с образом-символом, в котором концентрируется главное содержание картины.
Роман «Ловушка «был первым в творчестве Золя развесистым полотном из народной жизни.
Прачка Жервеза и кровельщик Груда, трудолюбивые и простые люди, стараются обустроить свое маленькое счастье, свою скромную семейную жизнь. Но с Груда случился несчастный случай на работе, и это лишило его возможности работать. Груда остается без работы и постепенно спивается, все более чаще наведывается в кабак под названием «Ловушка».
Своим романом Золя утверждает, что нищий обречен на гибель, что условия жизни и работы неизбежно приводят его к деградации и вымиранию. Вместе с тем, Золя не забывает дать и биологическую мотивацию того, что происходит в романе: крах Груда и Жервезы объясняется не только социальными, а и наследственными факторами (Жервеза - потомок Аделаиды Фук по линии Макаров, т.е. нисходящей ветви семьи; Груда тоже страдает от наследственного алкоголизма). Золя лично отмечал «философскую связь», которая существует между «Ловушкой» и следующим его романом «Нана». Делая главной героиней романа куртизанку Нану, усиливая физиологический, сексуальный элемент в романе, Золя хотел показать «распад, который идет снизу, ловушку, которой господствующие слои дают возможность свободно распространяться». Образ Нана должен символизировать всю Вторую империю, ее пышную внешность и распущенную сущность.
«Ругон-Маккары- естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи
(пример)
«Страница любви» – восьмой роман из двадцатитомной серии «Ругон-Маккары» французского писателя Эмиля Золя. Эта история любви и страдания – страница, вырванная из книги жизни. Описывая интимную драму героини, автор показал столкновение идеала и реальной жизни, когда глубокие искренние чувства становятся несовместимыми с реальной действительностью, опошляются и гибнут.
Психологический роман "Страница любви", дающий яркие зарисовки Парижа, но лишенный какой-либо социальной проблематики. Этот роман, который сам Золя назвал "сиропным", был уступкой вкусам буржуазной публики, обвинявшей автора "Ругон-Маккаров" в грубости и в пристрастии к низменным темам.
В романе речь идет о вдове Элен, ее безумно ревнивой дочери Жанне и докторе Анри Деберле, в которого влюбляется Элен. Жанна страдает припадками, в один из них, очень сильный, Элен бежит ночью за доктором, обычного доктора Жанны она не находит и бежит к Деберлю. Он помогает ей и спасает дочь. Между ними пролетает искра. Позже Элен приходит в дом Деберля, чтобы поблагодарить его. Там она узнает, что доктор женат и у него есть ребенок Люсьен. Элен понравилась г-же Деберль. Вдова получает частые приглашении в дом доктора, на которые ходит вместе с дочерью, которая скоро подружилась с Люсьеном.
Все это время Элен понимает, что она влюбляется в доктора, она наслаждается состоянием влюбленности.
На одном из баллов доктор признается ей в любви. Элен радуется этому и пребывает в состоянии катарсиса. Жанна замечает это и снова начинаются припадки. Она уверена, что мать разлюбила ее, что она больше не нужна ей.
Знакомый Элен священник советует ей выйти замуж за друга семьи- г-на Рамбо. Жанне он нравится, но как только она понимает, что это очередной человек, который отнимет у нее мать- она протестует против его приходов к ним в дом. Элен тем временем наслаждается взглядами и разговорами с Анри в доме Деберлей.
Ближе к концу на очередном балу Элен узнает, что жена доктора ему изменяет. Она решает открыть Анри правду. Вернувшись домой, она отталкивает Жанну и отправляет ее спать, Жанна смертельно заболевает, пока ее мать застает любовников и все же спасает непутевую жену, сказав ей, что доктор уже на пути сюда. Г-жа Деберль безумно благодарна, скрывается. Анри приезжает и после разговора овладевает Элен. Придя домой она скажет, что еще никогда они так мало не любили друг друга, как в тот вечер.
Тем временем Жанна болеет скоротечной чахоткой, шансов на выздоровление нет. Элен запрещает Анри бывать у нее, господин Рамбо наоборот становится частым гостем.
В итоге девочка умирает. Элен становится женой Рамбо, а Анри окончательно исчезает из ее жизни.
Особенности композиции.
Почти за три года до падения Второй империи Золя начал работу над общим планом серии, сначала десятитомной, посвященной истории одной семьи.
"В течение трех лет я собирал материалы для моего большого труда, и этот том был уже написан, когда падение Бонапарта, которое нужно было мне как художнику и которое неизбежно должно было по моему замыслу завершить драму, - на близость его я не смел надеяться, - дало мне чудовищную и необходимую развязку". Эти слова Эмиля Золя, датированные июлем 1871 г. , предпосланы первому отдельному изданию романа "Карьера Ругонов". Почти за три года до падения Второй империи Золя начал работу над общим планом серии, сначала десятитомной, посвященной истории одной семьи. В феврале 1869 года этот план был представлен издателю А. Лакруа с аннотацией каждой книги и характеристикой плана серии: "Изучить на примере одной семьи вопросы наследственности и среды… Изучить всю Вторую империю от государственного переворота до наших дней. Воплотить в типах современное общество подлецов и героев» . Через несколько месяцев Золя читал начало «Карьеры Ругонов» литераторам Алексису и Валабрегу. Первый роман серии, расширившейся позднее до 18 и затем до 20 романов, должен был стать прологом к "естественной и социальной истории одной семьи в эпоху Второй империи".
История рода Ругонов - это скользкий путь в высшее общество, тогда как история Макк аров отражает преимущественно жизнь низших и средних слоев французского общества после прихода к власти Наполеона III.
В "Карьере Ругонов"-прологе к эпопее определено направление, в котором будут развиваться судьбы членов семейства на протяжении всей серии. Композиция этого романа, отражающая разветвленность родословного древа, вместила много только возникающих конфликтов, которым предстоит разрешаться в других романах эпопеи, где второстепенные персонажи "Карьеры Ругонов" выступают уже в роли главных героев, а образы, намеченные в прологе, приобретут завершенность. Плодотворный бальзаковский принцип открытой разомкнутой композиции отдельных романов ради эпической полноты всего цикла оказался пригоден и для решения творческих задач Эмиля Золя.
В «Карьере Ругонов» – прологе к эпопее «Ругон-Маккары» – определено направление, в котором будут развиваться судьбы членов семейства на протяжении всей серии. Композиция этого романа, отражающая разветвленность родословного древа, вместила много только возникающих конфликтов, которым предстоит разрешаться в других романах эпопеи, где второстепенные персонажи «Карьеры Ругонов» выступают уже в роли главных героев, а образы, намеченные в прологе, приобретут завершенность.