П. Беранже вошёл в лит-ру как поэт, лирик и мастер французской песни. Его тв-во отличалось правдивостью, честностью, точной наблюдательностью. Присутствовал интерес к античным образам. Учился у Рассина и Карнеля, усвоил, что «простое - необходимый элемент возвышенного». До Беранже песня развивалась 2мя путями:
1) народная, уходящая корнями в средневековье; 2) лит-ая, создавалась профессионалами и была низким жанром. Она наполнялась мифол.образами, но распевалась в кабаках (содержание одно, а статус другой). 1й период тв-ва. Ранние песни Беранже написаны главным образом в период Первой империи и около 1813г. Получили широкое распространение в рукописных копиях. Песенный мир наполнен светом, радостью и безудержным весельем. Поэт воспевает радости любви и дружеского застолья, очарование фривольной и острой шутки, красоту молодости. Лир.герой – румяный весельчак, здоровый телом и духом гуляка и острослов, проповедующий наслаждение земными радостями, осознающий быстротечность жизни. Современным тартюфам и «мрачным умам», кот-м не ведомы «любовь и разум победы», Беранже противопоставляет честных и весёлых бедняков. С искренней симпатией и лёгкой шутливостью пишет он о круглолицей, приветливей и любвеобиильной хозяйке кабачка. Поэт славословит бедную, но самоотверженную девушку, предпочитая её легкомыслие лицемерию дам, из корысти принимающих ухаживания графов. Но уже в раннемтв-ве зарождаются элементы острой соц. сатиры. Особое место в этом отношении принадлежит стих-ю «Король Ивето», образ скромного и весёлого короля-добряка, живущего в соломенном дворце и чуждого ратным подвигам и честолюбивым замыслам. 2й период тв-ва.Беранже становится зрелым мастером: сложились его мировоззрение и реалистический метод, приходит заслуженная слава. Жанр песни приобретает серьёзность и худ.совершенство. Поэт использыет мотивы популярных в народе незамысловатых песенок и, сохраняя элементы фольклорной поэтики (традиц.образы, повторы, сниженную лексику, припевы, простые рифмы), вкладывает в них глубокую, часто политически окрашенную мысль. Эпикурейские мотивы отходят на 2й план, звучат приглушённо, хотя и не исчезают вовсе. Беранже любит изображать простых людей в обыденных, бытовых ситуациях. Его герои - бедная маркитантка, вспоминающая былое, нищий, просящий подаяния, старый солдат, тоскующий о былых славных походах, бедный поэт. Эти герои- воплощение душевного здоровья и хранители истинного патриотизма, революц.духанациии. Добродушный юмор сменяется гневной сатирой, когда поэт обращается к созданию образов своих врагов, защитников реставрации. 3й период тв-ва. Беранже направляет свои сатиры против ьуржуа. В песнях «Крнтрабандисты», «Бонди», «Черви», «Улитки», поэт показывает торгашескую и эксплуататорскую сущность нового порядка. Не воспевает больше беспечных и весёлых бедняков. Он пишет об ужасающей нищете народа, о его бесправном и униженном положении («Жак», «Рыжая Жанна»). Беранже освободил народную песню от мифологии и примитивизма, наполнил её совр.содержанием, поднял статус и песня стала принадлежать к высокому жанру. Песни-памфлеты: «Белая какарда», «Маркиз де Караба». Сатире подвергались священнослужители: «Капуцины», «Святые отцы», «Мессионеры».
ПРИМЕР песни.
У КАЖДОГО СВОЙ ВКУС
Отдал бы я, чтоб иметь двадцать лет,
Золото Ротшильда, славу Вольтера!
Судит иначе расчетливый свет:
Даже поэтам чужда моя мера.
Люди хотят наживать, наживать...
Мог бы я сам указать для примера
Многих, готовых за деньги отдать
Юности благо и славу Вольтера!
Перевод И. и А. Тхоржевских