Национальные особенности развития романтизма:
1. Немецкий романтизм был непосредственным откликом на политические события во Франции, а также следствием того, что подобные революционные действия в самой Германии были желаемы, но невозможны. После Французской революции Германия находилась в раздробленном состоянии – это способствовало феодальной отсталости.
В среде немецких мыслителей и поэтов возникло стремление произвести революцию в сфере духовной жизни. Вся энергия, силы ушли в развитие литературы, искусства, интеллектуальной сферы. Они пытались действовать и творить как бы вопреки реальности. Отсюда проистекают основные постулаты немецкого романтизма: мир, окружающий поэта, не достоин воплощения его в художественном творчестве. Поэт возвышается над реальностью. Художник – носитель микрокосмоса, в нем заключена вся вселенная.
2. Романтики были устремлены в прошлое (особенно в Средневековье) там они искали свои утопические идеалы. Особое значение они придавали свободе личности в духовной сфере, понимая, что в социальном плане свободы не достичь.
3. Немецкий романтизм сильно связан с Просвещением (там оно возникло позже). Поэтому, когда возникают романтические идеи, просвещение еще живо.
История немецкого романтизма разделяется на три этапа:
1. Иенский период (1975-1805). В это период была разработана эстетическая теория немецкого романтизма и созданы произведения Ф. Шлегеля, Новалиса и Л. Тика. Они особое внимание уделяли теме искусства, творческого человека и отдельной личности. Мастера создания воображаемого утопического мира. Романтики признавали, что мир существует и существует объективно. Они были уверены, что окружающий мир это оболочка некой скрытой сущности. Существует некая идея, тайна, ктр проявляется в явлениях натурального мира, но доступна лишь творческой личности. Явления материального и духовного мира взаимно проникают друг в друга. Романтик чувствует бесконечность интуицией, считает, что любовь - родство душ. Часто романтики создавали свои собственные мифы о творческой личности.
2. «Гейдельбергский кружок» (1806-1815). Они посвятили себя изучению и собиранию немецкого фольклора. Пытались найти истоки духовности в народном сознании (видят их в простом человеке). Арним, Брентано, братья Гримм.
3. (1815-1848) – зрелый период немецкого романтизма. После падения Наполеона цент романтического движения переместился в Берлин. Здесь продолжили творческую деятельность Арним и Брентано. В литературу приходит Гофман. Он усиливает традиции предшественников, синтезирует их и создает свой неповторимый романтический мир.