Романтизм возникает в конце 18 – начале 19 века. Сам термин «романтизм» происходит от слова «романтичный», т.е. имеющий другой смысл. Романтическое сознание подготовлено историей, т.е. великой французской революцией (конец 18 в.), ктр принесла разочарование. Просветительские идеи были лишь прикрытием для достижения власти, а лозунги не нашли место в реальной жизни: не было равенства и свободы. Т.о. к власти пришли буржуа и произошёл раскол в сознании народа. Недоверие к разуму возникало постепенно, стали аппелировать к внутреннему духовному миру и связывать с ним надежды. Отсюда исходит отличительное качество романтиков – связь с природой, божественным. Так, возникают произведения с двоемирием: реальный мир (направление на материальное выживание) и мир фантазий (природа, работа человеческих чувств). Именно мир фантазий романтики отождествляли с истинным богатством. Оба мира всегда находятся в противоборстве (особенно это отразилось в произведениях Гофмана – немецкий романтизм).
Особенности романтизма:
Создание особого романтического героя – герой всегда конфликтен с обществом, одинок; это трагический герой – он не может изменить мир, но в то же время сосредоточен на своём внутреннем мире; тайна жизни не всегда раскрыта в романе. Главное лишь то, какой герой здесь и сейчас. Зафиксировать внимание на важном, чувствах, мыслях и эмоциях – такова сущность романтического героя.
Романтическая героиня – героиня противопоставлена миру, обществу. Она красива, отличает умом и, прежде всего, она – личность.
Обращение к определённому времени суток, распространение поэзии. Главное время романтизма – сумерки, что даёт ощущение таинственности, открытие внутреннего мира человека и обнажение всех чувств, мыслей и эмоций.
Обращение к истории – особая любовь к средневековью (Германия): сформировано христианское самосознание, особые страсти и чувства, близкие романтикам, что вело к поискам утопических идеалов. Обращение к истории свободно, т.к.важны не сами исторические факты, а только лишь нравы времени.
Обращение к фольклору – в народном сознании искали истоки человеческой духовности, праязык. Главная идея – найти корни или что-то такое, что может объединить людей, укрепить их самосознание (последствия французской революции). Особо отличились в этом плане братья Гримм, ктр изучали немецкий фольклор, мифологию. Жанры – сказки, сказочные герои, песни, баллады.
Спор романтиков и классицистов – особенно это коснулось правил трёх единств. Романтики считали его ограничение, извращением над литературой, ограниченностью. Сильное лирическое начало породила фрагментарность. Жанр фрагмента раскрыл Кольбрижд (Англия): незавершённость сюжета, открытый финал, нет чёткой фабулы.
Появление понятия «романтическая ирония» - она прошла в 3 этапа: признание существования реальной действительности, но романтикам действительность не нравится; отвергая действительность, романтик создаёт свою реальность; желание художника поместить свою реальность в настоящую действительность. Однако это невоплотимо в жизнь – так должна возникнуть самоирония над невозможностью исполнить желаемое. Т.о. прявить высшая степенб саморазвития – умение смеяться над собой.