В вопросе о квалификации главных членов до настоящего времени много противоречивого. Чаще всего под понятие подлежащего подводится сущность предмета речи/субъекта мысли, то есть наблюдается отрыв от категории предикативности, в формировании которой участвует подлежащее.
По Виноградову в формировании предикативного значения подлежащее и сказуемое участвуют совместно. Подлежащее и сказуемое являются необходимыми членами в формировании структуры предложения. Они образуют его грамматический центр и потому называются главными членами. Подлежащее и сказуемое являются соотносительными понятиями и определяются через соотношение друг к другу.
В грамматике можно выделить три соотносительных характеристики главных членов предложения:
- Формально-грамматическую;
- Коммуникативную;
- Семантическую.
1. Формально-грамматическая характеристика подлежащего и сказуемого. При таком подходе подлежащее считается абсолютно независимым членом, сказуемое зависит от него, или …
особенно в случае выражения глаголов прошедшего времени (Окно запотело. Зима наступила) При этом не учитывается сущность предикативности, когда в основном на сказуемое ложится нагрузка в выражении категории модальности, темпоральности и персональности.
Именно при таком подходе связь подлежащего и сказуемого характеризуется как предикативное согласование.
2. Коммуникативно-грамматическое определение главных членов учитывает их коммуникативную функцию, которой они выражают в речи фун. темы или ремы (T или R).
Традиционно считается, что подлежащее обозначает то, о чём говорится в предложении. При таком понимании, сказуемое – это то, что говорится о подлежащем. Такое понимание может быть приемлимым для конструкции «Мой брат – студент», «Курить - здоровью вредить».
Отец (t) уехал в деревню (R)
В зависимости от ситуации речи мы можем получить другое высказывание:
Уехал в деревню (t) отец (r)
Изменение коммуникативного варианта ведет к изменению актуального членения, порядка слов и интонации, что делает коммуникативно-грамматический критерий определения главных членов несостоятельным.
3. Семантическое учение о главных членах / структурно-семантическое определение учитывает синтаксические значения подлежащего и сказуемого, обусловленные выражением предикативности (Виноградов, Шведова)
Если следовать чистой семантике, то некоторые ученые подменяют понятие подлежащего понятием субъекта речи. Отцу нездоровиться. У него насморк. (без учета способа выражения)
Итак, в противовес существующей традиции в современном синтаксисе высказывается мнение о том, что понятие подлежащего следует распространить на субъектные компоненты предложения, занимающие позиции не И.п. (Рыбы бездна. Муравьев – туча. С приятельницей обморок).
По мнению Д.Н. Шмелёва нынешние определения глагольных членов не бесспорны. Термины подлежащего и сказуемого являются своего рода синтаксическими масками соответствующих морфологических обозначений, но такими масками, которые режиссеры синтаксического анализа стремятся приложить (не подойдут ли?), а другим морфологическим формам…» «Маски постепенно начинают приниматься за подлинные синтаксические сущности». Здесь чувство реальности нередко уступает перед чувством уважения к традиции («Синтаксическая членимость высказывания в СРЯ»).
Профессор Золотова предлагает вообще отказаться от учения о главном подлежащем в том виде, в котором оно существует. Предлагает систему терминов для изучения коммуникативного ядра: детерминант (?) и его оценка, субъект и его состояние (Ему грустно), владелец и предмет владения (у него диплом) (Функци.-ком.с.)