пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

(6 кл.2ч)8.Какие главные особенности Пришвина-писателя отмечали исследователи его творчества? Поразмышляйте над жанром и заглавием сказки-были «Кладовая солнца». Расскажите о судьбе Митраши и Насти, чем стала для них война? Как легенда о судьбе сосны и ели связана с происходящими событиями? В чём видела своё счастье Травка?

Пришвин - выдумщик, мечтал о добре жизни, о прекрасном, умел постигать суть жизни, ее богатства, знал тайну слова, любил природу, был увлеченным, любознательным. Для М.М. Пришвина в качестве одной из ключевых полевых структур выступает поле звукописи.

Это объясняется, прежде всего, тем, что тематически его творчество связано с описанием мира природы, которую он представлял не как сторонний наблюдатель, в как человек, находящийся в единении с ней, ощущающий себя как часть ее. И для того, чтобы понять мир природы и ощутить себя в нем, писатель пристально вглядывается, вслушивается в природу, замечая все ее краски и оттенки. Определяя своеобразие писательской манеры М.М. Пришвина, Н.Ю. Донченко отмечает: «В описаниях писатель всегда сочетает поразительную точность каждого оттенка, запаха, звука с туманностью перспективы картины».

Надо сказать, что творчество М.М. Пришвина долгое время оставалось исследованным весьма поверхностно, поэтому в критической литературе чаще всего по отношению к нему можно было встретить такие определения, как «писатель-географ», «чудесный следопыт», «певец природы», «тонкий пейзажист» и т.п. Действительно, через все творчество писателя проходит мир живой природы, в котором он существует и который питает его творчество. Однако, описывая природу, он проникает в лабиринты человеческой души. Вот почему В.Д. Пришвина писала о нем, что «все его творчество о человеке».

 

Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия?

Изначально Пришвин хотел назвать произведение «Друг человека», то есть перенести весь акцент на собаку, которая смогла спасти мальчика. Но у Михаила Михайловича была другая цель — рассказать людям о природе, этой самой кладовой, которой мы с вами должны научиться пользоваться грамотно и разумно, не жадничать, не потерять своего лица. Вот поэтому-то имя для рассказа подобрано очень верно.

 

Сказка-быль - название жанра противоречивое, так как быль, то, что было на самом деле, исключает сказочное, фантастическое. А вот в "Кладовой солнца" всё можно назвать сказкой и одновременно былью.

На сказку. Вспомните сказочный зачин. И здесь он присутствует - рассказ о жизни детей. Но тут же автор даёт вполне конкретное указание места, историческое время, реальные герои - дети, их соседи, Антипыч, занятия и заботы людей.

Традиционно сказочным является и сюжет: девочка собирала в лесу ягоды и заблудилась. Но это и вполне реальное событие. Наконец, в основе произведения лежит изображение борьбы добра и зла.Как и в сказке, добро побеждает: Митраша не только спасается, но и осиливает матёрого волка, Травка находит нового хозяина, Настя раскаивается в своей жадности. Благополучный конец - главный элемент сказки.Сказка и быль одновременно присутствуют в тексте произведения Пришвина.

Сказка-быль - это рассказ, основанный на реальных событиях, но в данное повествование внесены элементы творчества.

"Кладовая солнца" Михаила Михайловича Пришвина определена писателем как особый жанр – сказка-быль. Казалось бы, автор соединил совершенно разные литературные формы: сказка – это нечто нереальное, фантастическое, а быль – то, что было на самом деле.

Произведение обладает конкретными реалистичными чертами. История, рассказанная Пришвиным, характеризуется очень точным временем и местом действия: первый послевоенный год, село возле Блудова болота. И, разумеется, происшествие с Настей и Митрашей могло случиться на самом деле. Почему же это сказка?

В "Кладовой солнца" автор использует традиционные сказочные мотивы и черты. Герои произведения – двое детей, оставшиеся без родителей, напоминают сказочных сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Сам Митраша назван "мужичком в мешочке". Это прозвище также несёт определённую фольклорную окраску.

Даже эпизодические герои, такие, как лесник Антипыч, представлены в произведении как носители народной мудрости. Не зря в своей речи он использует пословицы и поговорки ("Не знавши броду, не лезьте в воду"). Кажется, что этот человек всё знает и всегда может помочь.

Компас, доставшийся Митраше от отца, похож на какую– то волшебную вещь из сказки, помогающую героям в их опасных приключениях. Компас назван "чудесной вещью".

В "Кладовой солнца" присутствуют сюжетные линии, характерные для сказок. Так, мотив запрета реализуется, когда Настя говорит, что нельзя ходить на Слепую елань. И Митраша, как герой сказки, конечно же, нарушает этот запрет.

Мотив выбора жизненного пути чувствуется в эпизоде у камня, где тропа расходилась на две. Дети не смогли договориться, по какой дороге идти, и каждый пошёл своим путём. На одной из тропинок притаилась опасность – Митраша чуть не утонул в болоте. Зловещее карканье вороны предупреждает детей о беде.

Пришвин рассказывает свою историю простым, понятным языком свидетеля событий. Кроме разговорных слов, в сказке-были встречаются эпитеты, характерные для произведений фольклора: петух "золотой", волк "серый и злой", болото Слепая елань – "погибельное место". А поэтический рассказ о переплетённых ели и сосне по своей стилистике напоминает старинную легенду, захватывающую и немного зловещую.

Сказочные элементы играют особую роль в произведении "Кладовая солнца". Благодаря им читатель не может забыть, что мир полон чудес, а человек должен обращаться к народной мудрости и опыту.

Сказка-быль «Кладовая солнца» М. М. Пришвина посвящена реальным событиям. В ней описывается жизнь русской деревни в послевоенные годы. Мы видим и трудности деревенских жителей, и их необыкновенную сплоченность.
Главные герои сказки-были - Настя и Митраша - удивительно чистые, добрые и трудолюбивые дети. Им рано пришлось ощутить на себе все тяготы одинокой сиротской жизни. Мама у Насти и Митраши умерла, а отец погиб на войне. Односельчане всячески старались помочь детям, но брат и сестра быстро научились справляться со всей работой самостоятельно. Автор пишет о детях: «Они были очень милые. Настя была как Золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее.. . отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки.. . Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком… Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке» , улыбаясь, называли его между собой учителя в школе» .
После смерти родителей девочке и ее брату пришлось вести все хозяйство. Дети никому не жаловались и ни у кого не просили помощи. Настя и Митраша с малых лет научились преодолевать большие трудности, и при этом они совсем не считали свою жизнь чем-то из ряда вон выходящим. Так сложились обстоятельства, что мальчику и девочке пришлось вдруг стать взрослыми. «…Умненькие и дружные ребята» , - говорили о них односельчане. «Не было ни одного дома, где жили и работали так дружно, как жили наши ребята» . Настя после смерти матери осталась в доме за хозяйку, так же как и она, вставала девочка еще до рассвета и выполняла всю тяжелую женскую работу по дому. «С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо… растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи» .
Хоть Митраша и младше сестры, а почитает себя главным в семье, кормильцем. Так приучил его отец. Соседи не бросили сирот на произвол судьбы, как могли, помогали. Но Митраша, «мужичок в мешочке» , и сам не сидел без дела. У отца он выучился изготавливать деревянную посуду и делал ее по просьбам односельчан. «Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство» , - рассказывает автор. С детства Митраша научился от отца всяким премудростям, которые просто необходимы в лесу. Мальчик умеет определять дорогу по компасу, прекрасно знает все особенности животных и растений. Это умение теперь пригодилось детям сполна.

ЛЕГЕНДА.

Однажды от людей они узнали, что клюква, которая перезимовала под снегом, становится очень вкусной, и, как только сошел снег, отправились на Блудово болото. Собираясь, дети вспомнили, что слышали от отца о не известной никому палестинке, где растет самая-самая сладкая клюква. 
По пути дети должны были пройти само Блудово болото, о котором в народе ходила легенда о том, как лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня, и с тех пор ель и сосна растут вместе. И, когда ветер качает деревья, ель и сосна стонут, словно живые существа. Настя и Митраша присели отдохнуть у Лежачего камня, недалеко от этих деревьев. «Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи», что даже тетерев не обратил на них никакого внимания. Вокруг царила необыкновенная красота, и раздавалось только слабое пение птиц, «посвященное восходу великого солнца». А когда они собрались идти дальше, внезапно налетел ветер, рванул, ель нажала на сосну, сосна на ель, и деревья застонали. Как будто сама природа предостерегала детей.

Собака Травка и её хозяин всегда жили друг для друга. Всех людей после смерти Антипыча она делила на 2 категории: Антипычи и враги Антипыча. Травка жила в дружбе с людьми, заботилась о других, это и было её счастье. Травка приняла Митрашу за нового молодого Антипыча и стала служить ему и после этого стала ещё счастливей. 


26.12.2016; 15:21
хиты: 3364
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь