Биография Куприна.
Александр Иванович Куприн родился в 1870 году в маленьком уездном городе Наровчате Пензенской губернии. Отец, Иван Иванович Куприн, работал письмоводителем в канцелярии мирового посредника. Он умер в 1871 году. Мать, Любовь Алексеевна, урождённая княжна Кулунчакова, происходила из семьи пензенских помещиков древнего ордынского корня. Дочь Куприна, Ксения Александровна, вспоминала: «Отец очень гордился своим татарским происхождением по материнской линии. Он считал, что основоположником их рода был татарский князь Кулунчак, пришедший на Русь в XV веке. Несколько поколений Кулунчаковых жили в Касимове. Во второй половине XVII века прадеду Александра Ивановича были пожалованы поместья в Наровчатском уезде Пензенской губернии. Согласно семейным преданиям, разорение предков произошло из-за буйных нравов, расточительного образа жизни и пьянства». Семейные легенды об «ордынской вспыльчивости», «о прекрасном прапрадедовском конном заводе», о «бабушкиных великолепных имениях, деревне Щерба-ковке и селе Зубове, проигранных и прокученных буйными предками», нашли отражение в произведениях Куприна («Храбрые беглецы»),
В 1874 году мать с сыном и двумя дочерьми переехала в Москву и поселилась в общей палате Вдовьего дома на Кудринской площади; детей определили учиться на казённый счёт. Любовь Алексеевна «обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством» (А.И. Куприн). Она сама, почти не имея средств к существованию, воспитала троих детей.
В 1876 году положение семьи было крайне тяжёлым, и Куприн был отдан в Александровское малолетнее сиротское училище. Спустя четыре года, мать определила сына во 2-й Московский кадетский корпус, затем он поступил в Третье Александровское юнкерское училище, но окончании которого юнкер Куприн был произведён в чин подпоручика. Казённые учебные заведения закалили характер мальчика, к тому же именно здесь зародилась глубокая любовь Куприна к литературе. По юношеским воспоминаниям писателем были созданы повесть «На переломе» («Кадеты», 1900) и роман «Юнкера» (1933). В этот период состоялся его литературный дебют: в журнале «Русский сатирический листок» был опубликован рассказ «Последний дебют» (1889).
Куприн прослужил подпоручиком в пехотном полку в городе Проскурове Подольской губернии четыре года. Этого времени хватило, чтобы изучить армейскую жизнь и написать впоследствии повесть «Поединок», которая была напечатана в мае 1905 года.
Почему рассказ назван «Тапёр»? Рудневы.
Кто такой тапер? Это представитель профессии, утратившей свою актуальность с появлением звукового кино. «Тапер», краткое содержание которого изложено в статье, является историей вымышленной. Но вселяющей надежду на то, что талант и усердие никогда не останутся без внимания. И почему Александр Куприн именно так назвал свое небольшое произведение? Неблагодарный труд Таперы в России пользовались большим спросом. На вопрос о том, кто такой тапер, ответ знал каждый ребенок из дворянской семьи. На праздниках и различных увеселительных мероприятиях представители этой профессии осуществляли музыкальное сопровождение. Требования к таперам были невысоки. Они не оканчивали консерваторию. Знания музыкальной грамоты порою оставляли желать лучшего. Ведь таперы играли не на концертах классической музыки. Они всего лишь создавали фон. Герои рассказа Действующие лица произведения «Тапер» – члены семьи Рудневых. В их доме нередко проводятся праздники. Причем поводом для увеселений может служить спонтанное желание главы семейства. Рудневы гостеприимны. Глава уважаемого семейства – Аркадий Николаевич – гурман, игрок и неудачливый предприниматель. Однажды при организации очередного семейного праздника, на котором ожидается немало гостей, забывают пригласить музыкантов. Аркадий Николаевич отправляет за тапером. Горничная, выполняющая указание хозяина, исчезает на добрых три часа. Младшая дочь – непоседливая Тина – с нетерпением ждет музыканта. Ведь вечер вот-вот должен начаться, а тапера все нет. Юный музыкант Удивление дочерей Руднева невозможно описать. Горничная наконец-то возвращается, но сопровождает ее отнюдь не опытный музыкант, а мальчик в гимназической шинели. Юного тапера зовут Юрий Азагаров. Разве сможет этот отрок обеспечить музыкальное сопровождение? Самородок Когда Юрий садится за рояль и начинает играть, удивление присутствующих сменяется восторгом. В доме Рудневых раздаются пассажи Шопена, звуки бетховенских сонат, рапсодии Листа. Игра реалиста соответствует уровню самого одаренного студента музыкальной консерватории. Аркадий Николаевич понимает, что перед ним настоящий самородок. Рубинштейн Вдруг хозяин дома куда-то исчезает. А спустя час возвращается в сопровождении важного господина. Гость Руднева внимательно слушает игру гимназиста. Юрий немало смущен вниманием человека с надменным взором. К тому же незнакомец просит сыграть еще раз рапсодию. Постепенно выражение лица важного гостя смягчается, в его глазах появляется одобрение. Юрий между тем играет, как никогда. Его пальцы обретают исключительную послушность и гибкость. Гость снова исчезает. А вскоре к музыканту подходит Аркадий Николаевич, отдает конверт с деньгами и отправляет в переднюю одеваться. Оказалось, что важным господином, перед которым Азагаров так робел, является не кто иной, как великий композитор Рубинштейн. Судьба Юрия предопределена. Он поступает в ученики к выдающемуся музыканту. Кто такой тапер? Это непрофессиональный музыкант, дилетант. Человек, имеющий лишь косвенное отношение к настоящему искусству. Однако другой оттенок приобретает это слово после прочтения рассказа, который написал Александр Куприн. «Тапер», содержание которого вкратце изложено в статье, – история о талантливом музыканте, который мог бы до последних дней своей жизни зарабатывать на хлеб исполнением полек и кадрилей. Но участие доброго человека изменило его жизнь. В концовке рассказа автор говорит о том, что гимназист-тапер - нынче всемирно знаменитый пианист. Но о вечере в доме Рудневых и встрече с Антоном Григорьевичем Рубинштейном, пожалуй, никогда не забудет.
В рассказе "Тапёр" речь идёт, с одной стороны, о праднике в богатой семье, с другой стороны, о мальчике, приглашённом в качестве тапёра аккомпанировать весёлой компании. Мы видим, что сам по себе этот подросток ничего собой особенного не представляет: худой, измождённый (очевидно, недоедает) , живёт бедно, поэтому вынужден самостоятельно зарабатывать деньги (в то время как дети той богатой семьи и их гостей, да и мы с вами сейчас понятия не имеем, что это такое) .
Но на игру этого мальчика обращает внимание один важный и уважаемый гость, подросток ещё играет, и оказывается, что перед гостями не просто тапёр, а талант, самородок, который впоследствии стал знаменитым музыкантом.
По-моему, рассказ учит нас внимательно относиться друг к другу, не встречать по одёжке, как говорится в пословице.
«Семья Рудневых принадлежала к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей, создавших когда-то Москве ее репутацию хлебосольного города. Дом Рудневых — большой ветхий дом доекатерининской постройки, со львами на воротах, с широким подъездным двором и с массивными белыми колоннами у парадного, — круглый год с утра до поздней ночи кишел народом».
Очевидно, что гостеприимная атмосфера дома создалась благодаря его хозяину — Аркадию Николаевичу Рудневу. Ему 50 лет, но все еще красив, очень нравится женщинам, любит и понимает искусство. К деньгам относится расточительно, легкомысленно — его имущество несколько раз перезаложено, он игрок и гурман. Обаятельный, остроумный, чувствует людей, любит молодежь и детские праздники (может, потому что сам в душе ребенок). Окружающие тянутся к нему. Искренне радуется, когда может сделать что-то хорошее для другого.
Ирина Алексеевна Руднева — жена Аркадия Николаевича, формально является хозяйкой дома, на самом же деле отстранилась и дистанцировалась от всего, что происходит в доме, С детьми и мужем не общается, как будто живет отдельно от них. Очевидно, горда и высокомерна. Ревнует мужа не потому, что любит, а потому, что его увлечения задевают ее гордость.
Лидия Аркадьевна — старшая дочь Рудневых, горда и высокомерна, как мать, вероятно, очень на нее похожа. Не любит детей. Подруг у нее нет, только приятельницы. На лице—постоянное выражение презрения и пренебрежения. Отличается «бессердечием по отношению ко всему загнанному, подвластному и приниженному». Из гордости не может признать свою вину перед Юрием и просто уходит из зала.
Татьяна Аркадьевна — вторая дочь Рудневых, похожа на отца характером и манерами — веселая, спокойная, чуткая, наблюдательная, умеет улаживать любые конфликты. Окружающие воспринимают ее как хозяйку дома. О многом говорит то, что прислуга ее обожает — значит, она, в отличие от Лидии, не унижает зависящих от нее людей и относится к ним с уважением. Ее смущение перед Юрием, то, как осторожно и вежливо она с ним разговаривает, деликатно прибавляя возраст, говорит о том, что она боится обидеть бедно одетого мальчика, т. е. изначально воспринимает его как личность, а не как наемную прислугу.
Тина (Тиночка) Руднева — третья дочка, ей еще только 12 лет, но уже видно, что характером она пошла не в мать. Живая, веселая, подвижная, деятельная, эмоциональная, дружелюбная, совершенно не боится свою старшую сестру и даже дразнит ее. Инстинктивно угадывает талант в Юрии Азагарове (понимает, что Лидия «сейчас получит щелчок по носу»). Очевидно, очень любит отца, который является для нее авторитетом (увидев его внимательное отношение к таперу, решает окончательно взять его под свое покровительство).
Кроме того, у Рудневых есть еще два сына — Аркадий и Митя, а также младшая дочь Катя. Прислуга (Дуняша, Акинфыч, Олимпиада Савична) тоже как будто бы является частью семьи — так к ним относятся Рудневы.