Павел Петрович Бажов, биография которого логично подразделена для удобства чтения на несколько разделов, родился 15 (27) января 1879 года в маленьком горнодобывающем городке Сысерти (Урал). Отец его был простым рабочим на металлургическом заводе, а мать занималась рукоделием. Семья Павла Петровича часто переезжала, отец работал то на одном заводе, то на другом. Частые путешествия по металлургическим городкам Урала произвели на будущего писатели огромное впечатление. Возможно, именно из-за детских воспоминаний и впечатлений писатель и начал позднее собирать фольклор, любить его и стараться донести уральские сказы до других уголков необъятной России. Позднее Павел Петрович Бажов вспоминал эти моменты детства с любовью. В возрасте семи лет родители мальчика отдали его в земскую трёхлетнюю школу. Будущий писатель любил учиться и познавать что-то новое, поэтому он без труда окончил начальную школу. Чем далее занимался Павел Бажов? Биография его на этом не заканчивается. После выпуска из земской школы Павел Бажов изъявил желание продолжить учиться, но из-за невозможности поступления в гимназию будущему писателю пришлось поступить в духовное училище. Сначала Павел Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище, но позже решил продолжить обучение в Пермской духовной семинарии. В 1899 году П. П. Бажов окончил духовную семинарию, и ему предложили продолжить обучаться для того, чтобы поучить церковный сан. Но мечтой Бажова была отнюдь не работа священником, он хотел поступить в университет. Из-за недостатка денег Бажов решил подрабатывать школьным учителем русского языка. Мало кто умеет так страстно идти к своей мечте, как Бажов. Биография этого писателя доказывает, что он был сильной и целеустремлённой личностью. Позже Бажова пригласили работать Екатеринбургское духовное училище. Мечта писателя поступить в Томский государственный университет так и не была осуществлена из-за низкого социального статуса.
Сказ — вид литературно-художественного повествования, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи вообще. Характерная черта сказа — наличие рассказчика, не совпадающего с автором, стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой.
Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.
«Каменный цветок» Бажова – один из рассказов сборника «Малахитовая шкатулка». Детям родители часто читают сказку «Голубая змейка». В ее центре находится фантастический персонаж, способный как одарить хорошего человека, так и покарать злодея. С одной стороны у Голубой змейки – золотая пыль, а с другой – черная. Где человек окажется, так и жизнь его пойдет. Голубая змейка золотой пылью отмечает месторождение драгоценного металла, которое находится близко к поверхности.
Сказка начинается с истории про талантливого мастера Прокопьича, который не мог подобрать себе помощника. Наконец, к нему попал сирота Данило – мечтательный и задумчивый ребенок.Эта мечтательность, внимание к окружающему оказывается проявлением таланта, Данило становится настоящим продолжателем дела своего учителя. В сказках описана дальнейшая судьба Данилы, его жизнь, женитьба, попытка создать каменный цветок. Бажова интересуют не только приключения, но и внутренний мир героев. У него нет злодеев и однозначно положительных персонажей. Данило - положительный герой. Но он оставляет свою невесту, не живется ему спокойной жизнью известного мастера, Хозяйка Медной горы не злодейка, не Баба Яга, она справедливая, заступается за рабочих («Приказчиковы подошвы», сборник «Каменный цветок» Бажова).
ДАНИЛА — герой сказа П. П. Бажова «Каменный цветок» . В основу этого философско-поэтического произведения положены «тайные сказы» о Малахитнице, Хозяйке Медной горы и о ее колдовском каменном цветке, заимствованные из уральского фольклора. Сочетание фантастического и реального, характерное для народной сказовой традиции, подчеркивает драматизм столкновения действительности и идеала, обыденности и красоты. Данилку Недокормыша звали «блаженным» . Ни в казачках господских, ни в подпасках оказался он «не гож» , и тогда отдали его в обучение к мастеру Прокопьичу «по малахитному делу» . Так он «вырос за работой» и стал лучшим мастером в своем деле. Но не увлекала его работа: «Трудности много, а красоты ровно и вовсе нет» . Надумал Данила «полную силу камня самому поглядеть и людям показать» . Вспомнил он рассказ старой ведуньи Вихорихи о колдовском каменном цветке, приносящем несчастье человеку, увидевшему его, но и дарующем познание главной сути прекрасного. Бросился Данила. в ноги Хозяйке Медной горы: «Покажи цветок! » Та просьбу выполнила, но «затуманился» Данила после того, как цветок увидел, «голову разломило» . Бросил он свою невесту, названого отца Прокопьича и сгинул: Малахитница взяла его в «горные мастера» . О дальнейшей судьбе Данилы повествует автор в двух других сказах — «Горный мастер» и «Хрупкая веточка» , вошедших в книгу «Малахитовая шкатулка» . Интерпретации образа Данилы -мастера традиционно связаны с проблемами духовной жизни творца, вечными поисками истины и гармонии, невозможностью конечного постижения тайны прекрасного.
Полная сила камня :" Важно для Данилы в его изделиях не сложность, удивляющая других, а красота, которой будет радоваться сердце. Данило решает делать чашу по своему замыслу. Он хочет сделать такое изделие, чтобы "камень полную силу имел" и приносил людям радость. Он старается найти образ чаши, ищет его в природе, среди трав и цветов, он мечтает создать "живую" чашу. И в конце концов решает ее создавать по образцу дурман - цветка. Помогает ему в осуществлении замысла Медной горы Хозяйка, которая подарила ему замечательный камень: "Все, как ему надо: цвет снизу погуще, прожилки на тех самых листах, где требуется... " Бажов воспевает мастерство Данилы над чашей. "Работа ходко идет. Низ камня отделан. Как есть, слышь-ко, куст дурмана. Листья широкие кучкой, зубчики, прожилки - все пришлось лучше нельзя. Прокопьич и то говорит - живой цветок - от хоть рукой пощупать". Изящная, красивая получается чаша, но закончить ее Данило не может: "Ну а как до верху дошел - тут захолодило. Стебелек выточил, боковые листочки тоненьки - как только держатся! Чашку, как у дурман-цветка, а не то.. . Не живой стал и красоту потерял. Но не получилось у Данилы дурман-чаша. Данила шел от камня, от материала, хотел показать полную его силу, искал прежде всего подходящий камень, то есть пытался подогнать природу к камню, а сам цветок не вышел, потому что не внес Данило в его образ никакой фантазии, не придал ему частичку самого себя, а то, что является слепым подражанием (даже самому красивому) , остается только подражанием и не несет души. Еще от бабушки Вихорихи, которая выхаживала Данилушку после наказания, услышал он об каменном волшебном цветке, а потом и старые мастера рассказали о нем. Увидеть каменный цветок значило понять секрет красоты. И вот когда Даниле не удалась его собственная чаша, он стал мечтать о каменном цветке. Скоро желание его исполнилось: он встретил Хозяйку Медной горы. Хозяйка приходит на помощь Даниле, так как знает о его муках творчества, но в то же время она хочет сказать ему, что дорогу к совершенству надо искать самому. Потому-то и отказывается она второй раз дать Даниле камень. Она предостерегает мастера о возможности остаться в горе, так как все, кто видел красоту каменного сада, остаются здесь, напоминает о Прокопьиче, о Кате - она полна сочувствия к Даниле-мастеру. Данило же одержим желанием понять секрет красоты, готов пожертвовать всем ради этого секрета. После посещения каменного леса Хозяйки Данило чувствует себя "ровно на похоронах",словно похоронил свое мастерство, которое оказалось бессильным превзойти природу. Он разбил свою чашу, а чашу, сделанную по чертежу, не тронул - только плюнул в середину. Данило решил, что он еще ничего не достиг, собственная работа, в которую он вкладывал столько сил и поисков, кажется ему ничтожной по сравнению с тем, что он видел в горе. Он беспощадно разбивает свою неудачную чашу, будто уничтожает свое несовершенство. В барскую чашу он не вложил ни капли своих дум и чувств, и поэтому она недостойна даже того, чтобы быть разбитой рукой мастера.