Этот памятник принадлежит сер. 16в. Автор-составитель входил в число советников Ивана Грозного - Сильвестр. Это не лит-ый памятник, а культурный. В нём даны рекомендации как устроить свой дом так, чтобы в него было «как в рай войти». Этот памятник имеет 3 редкции:
- Новгородская редакция 15 в.;
- Перераб. в Москве Сильвестром и имеющ. обращение к сыну.
- Контаминация первый двух.
Влияние оказали:
- Западно-европейский «Домострой», французский, польский, итальянский.;
- Сочинения древнегреческого сочинителя Ксенофонда «О хоз-ве»;
- Учение Аристотеля «Политика».
«Домострой регламентирует и повествует:
- духовная жизнь. Обряд «како веровати», «како царя чтитити». параграф: 1-15.
- О мирской жизни «как жить с жёнами, детьми, домочадцами, слугами».
- О домостроительстве. Как делать, как закатывать, готовить. Гл. 30-65. В « Домострое» созд. картины идеального быта. Идеальным явл. чистота, порядок, бережливость, гостеприимство, взаимное уважение, семейная стогость, умение вести хоз-во. В целом это идеал трудовой жизни.
Эти правила обращены к имущему классу (боярам, купцам) т.к. быт разных классов не отличался по сути, а только количественно. Автор почувствовал, что в этом памятнике недостаёт духовного начала, слишком привязан к земле, к матерьяльному, бытовому именно это явилось основанием для 19в. (Островский, Тургенев) считать ретроградным, ограниченным. И Сильвестр добавляет 64 гл. с обращением к сыну, в кот. он пишет о душе.