В говорах выделяется две группы с различным употреблением аффрикат. В
древнерусском языке, когда фонема [ц'] была мягкой, существовало противопоставление [ц']
~ [ч']. После отвердения [ц], возникла новая оппозиция, где твердая аффриката
противопоставлена мягкой [ц] – | ч']. Поэтому в некоторых говорах представлены аффрикаты
[ц] и | ч'], в других – только одна, как правило, [ц].
В большинстве северорусских говоров и части среднерусских присутствует одна аффриката – мягкая или твердая [ц]. В настоящее время под влиянием литературного языка и городской речи происходит активный процесс разрушения говоров с одной аффрикатой, причем динамика этого явления в отдельных говорах достигла разной стадии образования новых диалектных типов. Говоры с различением аффрикат [ц] и [ч'] по образцу
литературного языка группируются в центре, вокруг Москвы, и к северо-востоку от нее в районе Ярославля, Костромы, Иванова, Нижнего Новгорода и некоторых других. В остальных случаях возможны различные варианты произношения аффрикат, являющиеся важным фонетическим признаком диалектного членения. По говорам можно выделить два основных типа оппозиций аффрикат: Ц – Ч (цоканье и чоканье):
1. Мягкое цоканье – совпадение фонем [ч'] и [ц'] в одной фонеме [ц']: ц'апл 'а, ц 'елый, ц’ ирк, ц 'окот, ц 'удо, л 'иц'о. Мягкое цоканье наблюдается в севернорусских Олонецких, Поморских и Вологодско-Кировских говорах.
2. Твердое цоканье – отвердение [ц'] во всех позициях: цапя 'а, цырк, цокот, цудо, цысто, сп'ицки. Твердое цоканье встречается в цокаюших говорах Новгородской и Рязанской областей.
3. Различение аффрикат по образцу литературного языка, но с твердым |ч|: цапля 'а, цырк, л 'ицо, чысто, чудо, чэлов'ек. Это явление распространено в северо-западной диалектной зоне – Смоленская, Брянская, а также Тульская области.
4. Один из вариантов цоканья – противопоставление твердой и мягкой аффрикаты [ц] ~ [ц']: цапл'а, цырк, л'ицо, по, ц'удо, ц'елов'ек (на месте литературного [ч'] ). Встречается в среднерусских говорах центральной России.
5. Мягкое цоканье с переходом в палатальное [т'], на месте литературного [ч']:
т'исто, т'удо, т'ас, т'елов'ек, супт'ик. Подобный процесс отмечен в говорах Вологодско-Вятской и Поморской групп.
Разрушение системы цоканья и переход к различению аффрикат под влиянием литературного языка и нецокаюших говоров, приводит к появлению различных промежуточных (переходных) вариантов произношения, которые считаются частными проявлениями цоканья:– чоканье, где последовательно вместо [ц] появляется [ч]: кур'ич'а, л'ич'о, ч'атр'щ. ч 'ифра, отеч' (говоры Приуралья);– шепелявое цоканье с заменой [ч],на [ц’]: мац"еха, цифра, л 'иц'о (Оленецкая группа);– соканье с заменой [ц] на [с):
кур'иса, сар'евна, л'исо, састо (Курская и Орловская; уральские, говоры);
– шоканъе, где [ш'] заменяет [ч] ш'елов'ек, ш'удо, ш'исто (говоры Калужской области).
Завершающая стадия отхода от соканья и шоканья – мена [ч'] – [ш'] на месте аффрикат, которая возникает на стыке морфем: дош 'ка или дос 'ка, но доч'.