Позитивизм — философское течение, основанное в 30-х годах ХЕХ века французским философом Огюстом Контом. Возникнув во Франции, позитивизм получает распространение в других странах и становится международным философским течением. В процессе становления и развития позитивистская философия меняла свои формы. В истории философии обычно выделяют «первый позитивизм», эмпириокритицизм или махизм, неопозитивизм, представленный школами «логического позитивизма», «логического эмпиризма» и др.
Позитивисты выражали стремление к построению системы «положительного» знания — знания бесспорного и точного, опирающегося только на «эмпирические факты». Они претендовали на создание «новой», «неметафизической» философии. Согласно «первому позитивизму», роль «новой философии» сводится к выявлению и раскрытию связи между отдельными науками, в создании их системы, в обобщении результатов специальных наук.
Появление позитивной философии, по Конту, не является случайным, оно вытекает из закономерного, поступательного развития человеческого мышления. Конт выделяет в истории три стадии, соответствующие определенному типу мышления, — теологическую, метафизическую и позитивную. Развитие этих стадий он называет «законом трех стадий». Закон трех стадий распространяется Контом не только на человеческое мышление в целом, но и на развитие мышления отдельной личности. На первой, теологической, или вымышленной, фиктивной стадии, человек объясняет все явления и процессы сверхъестественными силами — богами, духами, героями и т.д. Вторая, метафизическая, или абстрактная стадия есть видоизменение стадии теологической и является промежуточной между первой и третьей. Характерная черта метафизического мышления заключается в том, что основа всех явлений им усматривается либо в идеях, либо в форме, либо в абсолютном духе, либо в материи. Позитивная стадия констатирует окончательный этап формирования человеческого мышления. Зарождение этой стадии Конт связывает с огромным подъемом человеческого разума. Позитивная философия опирается на «положительное» знание — знание точное, практически полезное, конструктивное.
В основании позитивного метода, по Конту, находится «закон постоянного подчинения воображения наблюдению». Теоретическое знание необходимо, связано с решением практических задач повседневной жизни. Конт ограничивает предмет науки областью явлений, феноменов. Возможность познания сущности явлений является нереальной. Любая научная теория имеет не объясняющий, а описательный характер, описывает феномены, а не сущности. Отказ от познания сущности ведет к отказу от выявления причинно-следственных связей. Позитивная наука должна быть направлена на изучение не причин, а условий, в которых происходит то или иное явление.
Вторая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм или махизм. Возникновение философии эмпириокритицизма (махизма) относится к последней трети Х1Х века и связано с именами швейцарского философа Р. Авенариуса и австрийского физика и философа Э. Маха. Эмпириокритицизм был реакцией на кризисные явления в естествознании, связанные с новыми открытиями в области физики (открытие электрона, радиоактивности и др.), которые показали, что материя не сводится к веществу, не обладает непроницаемостью, постоянством массы и другими «неизменными» свойствами. Это привело к отказу от признания существования материи.
Факт относительности научного знания эмпириокритицизм интерпретировал как неспособность науки к адекватному, полному отражению и осмыслению картины реального мира. На этом основании был сделан вывод: наука доставляет лишь символы, знаки, отметки для практики, она есть сумма гипотез, которые должны быть заменены непосредственным наблюдением. Задача философии — создание теории научного познания. Основным принципом познания по махизму является «экономия мышления» (Мах), или «наименьшая трата сил» (Авенариус), согласно которому опыт должен быть очищен от наиболее общих понятий — материи, субстанции, необходимости, причинности и т.д. В понятии опыта эмпириокритицизм пытается снять противоположность сознания и материи, психического и физического и стать выше материализма и идеализма.
Неопозитивизм. В 20-е годы ХХ-го века эмпириокритицизм сменяется неопозитивизмом. Идеи неопозитивизма сформировались в различных странах: Австрии, Германии, Англии, Польше, США.
Для неопозитивизма характерно присущее «первому» и «второму» позитивизму но выраженное в более резкой форме, размежевание науки и философии. Единственно возможным знанием сторонники неопозитивистской философии считают специально-научное знание. Философские проблемы бессмысленны, т.к. они формулируются при помощи «псевдопонятий». Неопозитивизм объявляет такими «псевдопонятиями» наиболее общие категории (материю, субстанцию и т.д.), ибо они не поддаются проверке, верификации.
В середине ХХ-го века в научный лексикон вместо термина «неопозитивизм» был введен термин «аналитическая философия». Аналитическая философия — широкое и разнородное философское течение, которое усматривает задачу философии в анализе языка, с целью прояснения традиционно философской проблематики. К этому течению принадлежат лингвистическая философия, логический эмпи-ризм, постпозитивизм и др.
Философия неопозитивизма своим возникновением во многом обязана австрийскому философу и логику Л. Витгенштейну (1889 — 1951) и Б. Расселу.
В 20-е годы ХХ века, в связи с исследованиями в области математической логики, Рассела начинает интересовать разработка аналитического метода для решения философских проблем. Рассел пришел к выводу, что наличие в философии множества нерешенных проблем, проистекает в результате неточного использования философского языка.
Предметом философии должен стать логический анализ наук., использующий логически совершенный язык.
Рассел разрабатывал также концепцию «нейтрального монизма». Согласно этой концепции первоосновой всего сущего является «нейтральный материал», в котором отсутствуют грани, существующие между материальным и духовным, физическим и психическим. «Физическое» и «психическое» тождественны друг другу и выражают одно и то же событие.
В поздних работах Рассел пришел к выводу, что метод верификации оказывается бессильным, когда речь идет о предложениях, выражающих прошлые события, и о предложениях, в которых находят выражение события будущего времени. Для того, чтобы выйти из данного затруднения, следует признать, что не всякое предложение поддается верификации, а также ввести в верификацию понятие «веры». Истина основана на вере и на «здравом смысле».