Марксистская философия возникла в 40-ых годах ХЕХ века в Германии. Основоположниками классического марксизма были Карл Маркс и Фридрих Энгельс. В начале творческого пути они разделяли идеи гегелевской философии и принадлежали к течению «младогегельянцев»15. Впоследствии Маркс и Энгельс отходят от гегелевского идеалистического восприятия мира и создают новое философское учение — диалектический и исторический материализм.
Непосредственными теоретическими источниками своей философии Маркс и Энгельс считают классическую немецкую философию и, прежде всего, философию Гегеля и Фейербаха. Не принимая гегелевского идеализма, они высоко ценили его диалектический метод. В фейербаховской философии Маркса и Энгельса привлекал материалистический взгляд на мир.
На этом основании классики философии марксизма пришли к выводу, что существует объективная диалектика — изменения, связи и взаимодействия в природе и обществе, и субъективная диалектика — диалектика понятий. Последняя представляет собой отражение диалектики, существующей в природе и обществе.
Основные принципы диалектики: принцип развития (поступательного, необходимого, качественного изменения), принцип связи, являющийся предпосылкой взаимодействия. Основными законами развития являются закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.
В учении о бытии подчеркивается, что мир един. Единство мира заключается в его материальности. Важнейшим атрибутом материи является движение. В работах «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы» Энгельс стремится преодолеть механицизм предшествующей философии, рассматривает вопрос о формах движения материи и их взаимосвязи. Он выделяет основные формы движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. С точки зрения Энгельса, нельзя свести все формы материи к простейшей. Формы качественно различны, обладают собственными законами развития. Вместе с тем, высшие формы возникают на основе низших, а последние присутствуют в высших.
Формами существования материи являются пространство и время. Свойства движения, пространства и времени неразрывно связаны со специфическими особенностями материальных образований.
В теории познания подчеркивается мысль, что процесс познания диалектичен, включает диалектику чувственного и рационального познания, приобщение к истине также есть диалектический процесс. Критерием истины является практическая деятельность.
Решение мировоззренческого вопроса о соотношении бытия и мышления классиками марксизма проецируется на социальную область. Общественное бытие предопределяет общественное сознание. Тем не менее последнее активно и обладает относительной самостоятельностью.
Человек является человеком активным. Проблему активности человека марксизм связывает с понятием свободы. Свобода есть не только познание необходимости, но и использование этой необходимости.
Марксистская философия в России прежде всего представлена именами Г.В.Плеханова и В.И.Ленина.
Георгий Валентинович Плеханов — виднейший теоретик марксизма. «Я знаю только двух человек, которые поняли марксизм, эти двое: Меринг и Плеханов», — говорил Ф.Энгельс.
Плеханов доказывает объективное существование материального мира. Он формулирует «гносеологическое» определение материи, сводя ее к телесной организации: «Материальными предметами, телами, мы называем такие предметы, которые существуют независимо от нашего сознания и, действуя на наши чувства, вызывают в нас известные ощущения .. .» . Некоторое время Плеханов поддерживал так называемую теорию иероглифов Г. Гельмгольца. Позднее Плеханов отказался от этих взглядов и решительно критиковал агностицизм.
Диалектика пронизывает все работы Плеханова. Формальная логика лишь фиксирует наличие предмета и его свойств. А диалектическая логика говорит о процессах, развитии предметов. Диалектическая логика есть отражение в головах людей противоречий и развития самой действительности, выраженное в понятиях.
С точки зрения Плеханова, существуют общие, особенные и единичные причины общественного развития.
Общие причины — закономерности развития производительных сил и производственных отношений.
Особенными являются конкретные условия развития каждого народа, нации. Единичными — деятельность отдельных людей.
Владимир Ильич Ленин — теоретик марксизма, политический деятель.
В работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин полемизирует с последователями философии эмпириокритицизма, отрицавшими объективное существование внешнего мира, а также с естествоиспытателями и философами, которые, в связи с новыми открытиями в естественных науках, пришли к выводу, что «материя исчезла», что привело к кризису в области естественнонаучного и философского знания.
Ленин ищет гносеологические корни возникновения кризиса. Он находит их, во-первых, в математизации теоретической физики, в результате которой вместо материи остаются «одни уравнения»; во- вторых, в распространении идей релятивизма, вследствие крутой ломки естественнонаучных и, прежде всего, физических представлений.
Ленин формулирует гносеологическое определение материи, в котором показывает, что материя существует объективно, независимо от сознания человека, а также то, что понятие материи нельзя сводить к одному, известному на современном этапе состоянию, так как человеческое знание постоянно развивается.
Краеугольным камнем теории познания Ленин считает принцип отражения внешнего мира в человеческом сознании. Отражение носит не механический, зеркальный характер. Ощущение — субъективный образ объективного мира. Следовательно, каждый образ, возникающий у человека в процессе ощущения, несет печать его внутреннего, субъективного мира.
Достижение абсолютной истины невозможно, так как мир и наши знания постоянно развиваются.
Критерием истины является практика, которая не абсолютна. Практика относительна, так как сама находится в развитии. Критерием истины может быть лишь практика, соответствующая теории.
Значительное место в философии Ленина занимают проблемы диалектики. Он формулирует основные принципы диалектики, анализирует законы диалектики, особое внимание при этом обращая на закон единства и борьбы противоположностей, называя его ядром диалектики.
После смерти Ленина в 30-ые годы ХХ столетия началась догматизация и примитивизация философии марксизма. Происходит канонизация работ Сталина и самого Сталина как величайшего марксиста. Марксизм рассматривался как единственно верное, законченное учение. Главной задачей философии становится идеологическая функция — обоснование текущей социальной практики и партийных решений.
Во второй половине ХХ века философия начала преодолевать догматизм и получила новый импульс к развитию. Интересные исследования были осуществлены в логике, теории познания, методологии науки, истории философии и др.