Текстология — область филологической науки об истории текстов и принципах их издания; текстов, прежде всего, литературных и фольклорных, но также и научных, если были связаны с исследованием литературы, фольклора и языка. У рукописей, как и у книг, своя судьба, своя история. Текстология изучает рукописи, прижизненные и посмертные издания литературных произведений, дневников, записных книжек, писем; записи устного народного творчества.
В зависимости от объекта исследования различают отрасли текстологии:
текстология античности, Средневековья (медиевистическая), фольклора, восточных литератур, литературы Нового времени, исторических и лингвистических источников. Такое разнообразие не мешает считать науку единой.
В системе филологических знаний текстология занимает вполне определенное и самостоятельное место. Она тесно связана с теорией и историей литературы, служит основой для литературоведения и исторического источниковедения.
Текстология — это наука об истории текстов, она рассматривает тексты исторически. «Текстология анализирует текст не только в его пространственных измерениях и в окончательно сложившемся виде, но и во временном отношении, то есть диахронически». История текста — его возникновение и развитие — связывает текстологию с философской категорией историзма.
Изучение истории памятника на всех этапах его существования дает представление о последовательности истории создания текста. В истории текста отражены закономерности художественного мышления автора, его личность и мировоззрение, индивидуальность и творческая воля.
Историю текста необходимо рассматривать и изучать как единое целое. Соотношение исторического и теоретического — важный принцип научной критики текста.
Важнейшую задачу Т. составляет установление, т. е. диахроническое, исторически осмысленное и критическое чтение текста с устранением искажений и подготовкой к публикации при соблюдении принятых правил передачи текста. Установление текста не обязательно имеет целью его издание. Всякое исследование лит-ры требует установления его точного и по возможности единого текста. Установление текста невозможно без углубления в его историю.
Текстологич. исследование имеет и общее значение, обнаруживая, историко-лит. судьбу памятника и закономерности лит. эволюции. В этой функции Т. выступает как часть литературоведч. метода, как способ исследования и может участвовать в разрешении всех заданий литературоведения. Текстологич. разработка — необходимая начальная стадия литературоведч. исследования. Тенденции в развитии лит-ры и обществ. идеологии находят отражение в изменении текстов, наблюдение к-рых помогает познавать лит-ру как процесс и произведение — как продукт своего времени. Этим определяется
Участие Т. в сравнительно-историч. и типологич. исследованиях, к-рые затруднительны без углубления в историю текста. Историки лит-ры постоянно обращаются к отработанным черновым материалам, с тем чтобы диахроническим прочтением синхронич. «окончательного» текста увеличить число наблюдаемых объектов-моментов (интерполировать), получить представление о динамике текста и полнее, правильнее его понять.
На основе истории текста осуществляется также реконструкция творч. процесса и исследование творческой истории. Воссоздавая творч. процесс, Т. содействует постижению психологии творчества (литературного) и законов восприятия, историко-функциональным исследованиям о «жизни» произв. в разл. эпохи.
Издание текста лит. произведения (научная эдиция) тоже связано с изучением истории текста и непосредственно его продолжает. Т. включает в себя изучение изданий классиков, прижизненных и посмертных, изучение авторской эдиции своих произведений. Публикация текстов для широкого круга читателей является важнейшим прикладным применением Т.
Принципы каждого издания устанавливаются после изучения всего подлежащего публикации материала, при учете его характера, объема и назначения издания. Сделанный из всех наличных текстов (редакций) произведения для его публикации выбор должен быть доказан результатами текстологич. изучения.
Другую задачу текстологич. деятельности составляет транскрипция текста, т. е. передача его с изменением внешних приемов письма в соответствии с совр. требованиями, при сохранении содержания и стиля подлинника. и правильного понимания текста совр. читателем.
Осн. метод Т. — филологический анализ текста, опирающийся на сущность и своеобразие лит-ры как вида искусства и как явления исторического; предполагающий, что понимание произв. вытекает из уяснения функций и связи всех его элементов (идейно-тематических и формально-структурных) и при учете широкого историко-лит. и культурно-историч. контекста; допускающий пользование приемами аналогии, гипотезы и т. п.
Как часть лит-ведения, Т. состоит в обоюдной и взаимопроникающей связи с др. его сторонами — историей и теорией литературы и составляет источниковедч. базу этих наук. С др. стороны, Т. использует весь арсенал лит-ведения и всех обществ. наук, в первую очередь — филологических. Произв. лит-ры существует только в текстовой форме, так что все суждения о нем опираются на его текст, а анализ текста охватывает все вопросы изучения данного произведения. Кроме устанавливаемого осн. текста, изучению подлежат редакции и варианты, образовавшиеся вследствие того, что произв. многократно переделывалось, пока но приняло окончат. вид, самим автором или редактором, цензурой и т. п.
История Т. Уже антич. филологи вынуждены были отличать подлинники от подделок и занимались исправлением текстов, употребляя и термин «критика» (греч. κριτική, от κρίνω — разбираю, проверяю, сужу). Аристарх (2 в. до н. э.) исправлял и толковал поэмы Гомера, став основателем филологич. школы «критики и экзегетики». Позднее Т. развивалась на текстах Ветхого и Нового заветов, переводы и списки к-рых стали расходиться с древними (евр. и греч.) подлинниками.
В средние века развивалось критич. изучение Библии. Возрождение вызвало стремление к восстановлению первонач. вида памятников антич. культуры. Т. стала обслуживать все имеющие дело с текстами гуманитарные науки (напр., юридические).
«Филологический» 19 в. широко развил текстологич. исследования. Развившись на материале антич. и ср.-век. лит-р, Т. была применена затем к лит-рам нового времени. В России текстологич. работа возникла в сер. 18 в. в связи с развитием в лит-ре авторского начала. Открытие «Слова о полку Игореве» и публикация его в 1800 вызвали обширную науч. лит-ру о происхождении памятника и толковании его «темных мест».
Т. в СССР все более связывается со всесторонним конкретно-историч. исследованием текста, перестает быть прикладной дисциплиной, преследующей только практич. цели издания, и становится необходимой частью литературоведч. исследования. Такое развитие Т. соответствует развитию всего лит-ведения, устремленного к комплексности и цельности, к соединению типологич., сравнительно-историч., историко-функциональных, структуральных и иных исследований для синтетич. познания худож. лит-ры во всей ее сложности.
Задачи кратко
1. В одних случаях установление точного, соответствующего последнему желанию автора текста — задача довольно простая, в других представляет собой сложное разыскание, требующее привлечения самого разнообразного материала.
Таким образом определяется первая задача текстологии — установление точного текста произведения.
Однако это не единственная задача текстологии.
Обычно приходится устанавливать не какой-то один текст, а группу или даже сумму текстов данного автора (избранные сочинения, собрания сочинений, полные собрания сочинений и т. д.).
2. Тем самым, возникает вторая задача — организация (кодификация) этих текстов.
Она не может быть решена однозначно и раз и навсегда. Различные цели издания определяют и различные типы издания. Все издания должны быть одинаковы по тексту, но всякий раз изменяется объем и состав издания и его композиция.
3. Наконец, текстолог должен уметь не только установить и организовать текст, но и довести его до современного читателя; третьей задачей является комментирование текста.
Оно должно сделать произведение понятным для самых различных читательских групп. Читатель найдет в комментарии необходимые справки о месте и времени первой публикации, о перепечатках, о рукописях и их особенностях (здесь или во вступительной статье), в так называемой «преамбуле» получит сведения о месте этого произведения в творческом пути писателя, о смысле произведения.
Важным разделом текстологии является так называемый реальный комментарий. Он основан на том, что наша память в сущности очень ограничена; многое легко забывается и ускользает из сознания современников, не говоря уже о потомках. Мелочи, характерные для того или иного времени, утратившие остроту, злободневные намеки, имена людей, не оставивших по себе заметного следа, требуют для восстановления упорного и неблагодарного труда. Результат длительных разысканий, занимающих иногда несколько дней, формулируется в пяти-шести строках скупой справки.
Объекты текстологии. Основные понятия – автограф, копия, список, черновик, беловик, авторизованное издание, канонический текст и т.д.
Текстологические методы и приемы – атрибуция, датировка, конъектирование, комментирование и т.д.
Главные задачи текстологии – следование творческой воле автора, установление основного текста, его организация и комментирование, подготовка к изданию.