Текст художественный- смысловое целое, являющееся организованным единством составляющих его элементов; сообщение, направленное автором (адресантом) читателю, слушателю (адресату). Смысл Т. определяется его отношением к внетекстовой реальности, др. Т., к личности, памяти и иным качествам передающего и принимающего сообщение. Т. выполняет три осн. функции: передачу информации, выработку новой информации и память (хранение информации). Т. х. в наибольшей мере реализует творческую функцию, являясь генератором новой информации. Генерирующая функция Т. х. определяется сложностью его-отношения к др. элементам коммуникационного процесса (Коммуникация художественная) и особенностями языка данного вида искусства. Отношения язык — текст в системе иск-ва имеют диалектический характер. Поэтому и восприятие информации в системе Т. х. в принципе исключает однозначность. Адресат всегда находится в отношении сотворчества к получаемому сообщению: он должен его расшифровать, т. е. выбрать подходящий смысловой код или даже выработать новый. Творческий акт, т. обр., совершается на обоих концах информационной цепи (активность отправителя и активность получателя).
(Из Беляева «Эстетика: словарь»)
ПОЭТИКА(общая) (от греч. poietike - поэтическое искусство) - раздел теории литературы (см. Литературоведение), изучающий систему средств выражения в литературных произведениях. Общая поэтика систематизирует репертуар этих средств - звуковых (см. Стиховедение), языковых (см. Стилистика), образных (т. н. топика).
Общая поэтика (макропоэтика)Общая поэтика разделяется на три области, изучающие соответственно звуковое, словесное и образное строение текста. Цель общей поэтики –составить полный систематизированный репертуар приемов (эстетически действенный элементов), охватывающих три области. В звуковом строе произведений изучается фоника и ритмика а) наука о ритме в широком смысле, б) область стиховедения, изучающая законы построения стихотворной строки, в) система метрических вариаций различных стихотворных размеров), а применительно к стиху – метрика и строфика (метрика – совокупность законов построения стиха, строфика – учение о сочетании стихов). Так как преимущественный материал для 5 изучения здесь составляют стихотворные тексты, то эта область часто называется стиховедением. В словесном строе изучаются особенности лексики, морфологии и синтаксиса произведения, соответствующая область называется стилистикой. Особенности лексики (отбор слов) и синтаксиса (соединение слов) издавна изучались поэтикой и риторикой, где они учитывали как стилистические фигуры и тропы.
Тропы - преобразование единиц языка, заключающееся в переносе традиционного наименования в иную предметную область. В поэтике тропы - одна из разновидностей фигур, охватывающая фигуры переосмысления (например, шляпа - о человеке (стертая метафора), стиляга (о человеке в шляпе (метонимия), Спиноза! (об авторе неглубокой мысли, ирония).
Фигуры – любые обороты речи, отступающие от некоторой нормы разговорной естественности. Выделялись еще в античной риторике и разделялись на фигуры мысли и фигуры слова.
Фигуры мысли: уточняющие 1. позиция оратора – предупреждение, уступка, 2. Определение, уточнение, антитеза, 3. отношение к предмету, 4. Контакт со слушателями, обращение или вопрос.
Фигуры слова: 1. Фигуры прибавления (повтор, синонимы разного рода,многосоюзие). 2. Фигуры убавления (эллипсис, бессоюзие). 3. Фигуры перемещения (инверсия, параллелизм). Сюда же могут быть отнесены и фигуры переосмысления, тропы [с переносом значения (метафора, метонимия, синекдоха, ирония), с сужением значения (эмфаза), с усилением значения (гипербола), с детализацией значения (перифраз)].
Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой по признаку сходства или по контрасту. Это скрытое сравнение («живая колесница мирозданья» Тютчев, «жизни гибельный пожар» Блок, «и Гамлет, мысливший пугливыми шагами» Мандельштам). 6
Метонимия – переименование, в основании которого лежит принцип смежности «Я три тарелки съел»
Синекдоха – прием, в котором целое, проявляется через часть «Эй, борода, а как проехать отсюда к Плюшкину?»
Ирония – содержащее насмешку или лукавство иносказание «Откуда умная (осел) бредешь ты голова?» Крылов.
Эмфаза – употребление слова в суженном значении «Тут нужен герой, а он всего лишь человек» (т.е. трус).
Гипербола – преувеличение значения.
Литота – преуменьшение значения (мужичок с ноготок).
Перефраз – прием, выражающий одно понятие с помощью нескольких (эвфемизм, литота) «погрузиться в сон» вместо «заснуть».
Параллелизм - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных областях текста, которые соотносясь создают единый поэтический образ. Существуют две разновидности параллелизма.
1. Словесно-образный
«Ах, кабы на цветы не морозы
И зимой бы цветы расцветали.
Ох, кабы на меня не кручина,
Ни о чем бы я не тужила».
2 Словесно-звуковой
«Забором крался конокрад,
загаром крылся виноград» (Б.Пастернак).
Особенности морфологии «поэзия грамматики» стали предметом исследований лишь в последнее время. В образном строе произведения изучаются образы (персонажи и предметы), мотивы (действия и поступки), сюжеты (связные совокупности действий), эта область называется «топикой»или «тематикой» (Б. Томашевский). Если стиховедение и стилистика разрабатывались в поэтике с древнейших времен, то топика разрабатывалась мало. Считалось, что мир художественного произведения не отличается от действительного мира, поэтому в этом разделе поэтики отсутствует общепринятая классификация.