Вопрос 3. Герменевтика. Подходы к анализу текста Шлейермахера, Дильтея, Гадамера.
Суть герменевтики заключается в :
- смысл
- понимание
- интерпретация
Корни герменевтики лежат в древнегреческих схолиях (исследованиях)
В эпоху ренессанса делилась на классическую и библейскую
Применяется к анализу текста
Также методы герменевтики использовались для толкования мифов и Библии
Герменевтический анализ должен был выявить тайну, смысл худ. произведения (скрытый смысл)
Этапы развития герменевтики:
- классическая герменевтика
- библейская экзегетика
- романтическая герменевтика (представители Фридрих Шлейермахер, Вильгельм Дильтей)
- онтологическая герменевтика (представители Мартин Хайдегер, Ганс Георг Гадемер)
- постструктуралисткая герменевтика
Основоположник современной герменевтики как науки – Фридрих Шлейермахер (1768-1834)-профессор теологии и философии в Галле и Берлине
В 1838 г посмертно издана его книга «Герменевтика» (состоит из цикла его лекций)
Вводит 2 понятия – понимание (осмысление внутренней логики произведения) и интерпретация (истолкование)
В «Герменевтике» вводит общее методологическое «правило для интерпретатора»:
а) следует начинать с общего представления о целом; б) продвигаться одновременно в двух направлениях - грамматическом и психологическом; в) идти дальше...,
если для каждого отдельного места оба истолкования совпадают...; г) при несовпадении следует возвратиться назад и найти ошибку»
Он видит две вины интерпретатора в неточности: неправильное понимание и недостаточная языковая осведомлённость.
Вильгельм Дильтей (1833-1911) – немецкий философ, автор работы «Происхождение герменевтики» (1908)
Толковал понимание как «интуитивное самопостижение»
Герменевтический метод у Дильтея имеет общие черты (и различия) и с естественно-научным познанием и с непосредственной художественной интуицией. Он удачно согласуется с объективной методологией естественных наук, т.к. всегда оперирует с некоторым внешним материалом: не психологическое понимание, не интроспекция, не просто вживание или переживание другого, а рассмотрение исключительно опредмеченной человеческой деятельности и культуры, в которую и отливается жизненное творчество.
Ганс Георг Гадемер (1900-2002) – немецкий философ, автор работ «Истина и метод», «Эстетика и герменевтика»
Гадамер пытается показать исторический характер всякого сознания, неизбежность имморализма (отрицание обязательности принципов и предписаний морали) и мировоззрений, точек зрения, истин, неразрывную связь сознания каждого человека не просто с накопленным и «живущем в языке» знанием прошлых поколений, но и с множеством форм и видов «ложного» сознания, идеологией, предрассудками и результатами новых манипуляций и воздействий массовой коммуникации.
Утверждал, что:
- смысловые потенциалы текста всегда выходят за пределы того, что было задумано автором, поэтому произведение должно «отстояться»
- предструктура понимания – это ожидание смысла
- понимание – встреча с самим собой
- непонимание тоже допустимо, область непонимания всегда есть (понимания нет вообще, если интерпретатор утверждает, что ему всё известно)