Настоящие образцы возвышенного можно найти только в природе . Возвышенны горы и океаны. Раньше горы считали враждебным произведением дьявола ,и только к концу 18 появляются другие высказывания . Всякий английский дворянин должен был совершить биг тур , большую поездку. И вот , Шефтсбери, тогда еще молодой , поехал с другом в Швейцарию , чтобы испытать там удовольствие смешанное с ужасом ,увидеть благородные руины ,просторы, вызывающие благоговение по причине своей бесконечности . Пространство это поражает .
Искусство может только создавать иллюзию, обманывать , создавая возвышенное . Обманывает оно с помощью категории возвышенного. Возвышенное это Astonishment – удовольствие, смешанное с ошеломлением, пораженностью. Некий оттенок ужаса лежит на всем этом и восторг от увиденного соединен с благоговейным ужасом .
Получается , что самым важным в этом комплексе становится чувство страшного и ужасного . Delightful horror. Приносящий наслаждение ужас . Девиз для готического романа и современного триллера и разных его разновидностей. Такой страх создается посредством:
- Смутность, неясность, obscurity - Требование неясности совсем скандальное . Время большого авторитета августинцев на дворе , а их первое правило - ясность абсолютная, классицистическая.
- Vastness , greatness of demention – необъятность, огромность размеров .
- Бесконечность , infinity . Бесконечность наполняет сознание приносящим наслаждение ужасом. Дальше предромантизм уже не идет , поскольку некуда . Остается разве что прибавить , что в бесконечном может существовать человеческая индивидуальность, это будет уже у романтиков.
Вот такой новый вкус к возвышенному приводит к появлению нового жанра – готический роман.