Великая Цепь Бытия : История идеи - так называлась самая известная работа американского философа Артура Лавджоя. В ней целая лекция посвящена эпохе Просвещения. В основе этой идеи лежали три принципа:
принцип изобилия - каждое звено в цепи бытия существует для себя самого, для собственной максимально возможной реализации.
принцип градации - ряды форм ранжируются в иерархическом порядке от самой малой жизни до Бога
принцип непрерывности - вселенная составлена из бесчисленных рядов форм.
Место человека в этой цепи - посередине . Человек есть среднее звено, причем Локк настаивал, что гораздо больше существ стоит над ним. "По степени совершенства мы гораздо дальше от бесконечного бытия божьего, нежели чем от низшей ступени вещей."Аддисон считал, что человек всего лишь перешел от неразумных существ к разумным, и в цепи бытия ближе к первым, стоит почти у её основания.
Это давало причины для смирения, поскольку человек оказывался ниже самых последних ангелов, бесконечно далек по своему могуществу от бога.
Александр Поуп в 1733-1734 опубликовал трактат в стихах, в котором он изложил своё философское мировоззрение на место человека в цепи бытия. Общий атлас человека, представляющий лишь наиболее общие его особенности - так он представил в предисловии свой труд. Впоследствии церковь обвинила Поупа в деизме - представление о Боге как о творце, который не вмешивается в происходящее во Вселенной, лишь наблюдает за происходящим. Согласно Поупу, человеку свойственна гордыня считать себя отличным от животных, и при этом он не уверен до конца, считать ли себя богом или животным, ''созданный наполовину возвысится , наполовину пасть, великий царь всего и одновременно жертва.''Поэтому его главное назначение - постигать самого себя . В нем борются два начала, оба необходимые - себялюбие и разум. Счастье - достижимо, И это его цель.