В русском романтизме - интерес к снам, к психологической мотивировке поступков - в т.ч. к безумию.
Человек рассматривается как индивидуум, существующий отдельно от социума.
В рамках натуральной школы человек сведен к функции от среды, в которой он живет. Характеры односложны.
Романтизву свойственна преобладаие духа и движения над телом и статикой. Романтический герой отличается ярко выраженной индивидуальностью и исключительностью. Он обычно находится в конфликте с окружющими его личностями и средой. Кроме того, для него характерны дуализм (противоречивость), склоннсть к рефлексии и самоанализу. Также ему свойственны стремление к идеалу, одиночество и свободолюбие. Чаще всего романтический герой - изгнанник и в процесе развития сюжета удаляется от общества и цивлизации.
К 40-ым годам романтизм и идеализм уходят в прошлое. На смену приходят материализм, прагматизм, техницизм (изобретения — телеграф, фотография, железные дороги).
Жанровые особеннсоит физиологического очерка:
Герой занимает низкое социальное положение и, обычно, имеет низкий духовный и культурный уровень. Главное в нем — типпичное, социальное. Человек воспринимается как сумма внешних воздействий. Индивидуальное сменняется групповым. Писатель-физиолог исключает внутренний мир человека, оставляя только внешнее.