19 февраля 1962 года царь издаёт указ об отмене крепостного права, что означает “раскручивание гаек” и приводит к развитию либеральных воззрений в обществе 60-х. Позже, однако, такая свобода приведёт к нестабильности в государстве (покушение на императора в 1966 году).
В период с 1861 по 1864 в свет выходят три произведения:
роман Тургенева "Отцы и дети"(в 1862 году в журнале “Русский вестник”),
роман Чернышевского "Что делать?"(в 1863году в журнале “Современник”)
повесть Достоевского "Записки из подполья"(в 1864году в журнале “Эпоха”)
Литература в этот период расширяет свои рамки, приближается к жизни. Литература пытается ответить на вопрос о “новом человеке”.
«Новые люди»- эти как бы «сконструированные» люди, доведенные автором до крайности, люди-теоретики.
Из этой тройки роман "Отцы и дети" является более традиционным. У Тургенева "новым человеком" является Базаров. Он позиционирует себя как бездушный прагматик, позитивист. Суть позитивизма заключается в том, что реальность – это опыт, который можно повторить. Положительное знание – только то, что имеет причины и следствия, рационально объяснимо. Метафизика – антоним позитивизма. Позитивизм задаёт вопрос: “Как?”, метафизика – “Почему?” В теории Базаром отказывается от метафизики, но в жизни – наталкивается на неё. Сначала он делает вид, что Одинцова его не волнует, объясняет своё поведение страстью. Но постепенно отходит от своих принципов. Итак, Базаров - метафизический позитивист. Тургенев изобразил явление только зарождающееся на тот момент, роман повлиял на дальнейшее распространение таких людей, как Базаров и в жизни. Роман Тургенева не носит тенденциозный характер, он изображает разные органические начала жизни. Самое главное, что эти начала не расходятся, а сближаются. Дети, по сути, не отличаются от отцов.
Главные герои двух других произведений – экспериментальные. Несмотря на их противоположность они - как две крайности - сходятся. И Чернышевский, и Достоевский создают два предельных человека, два одинаковых, доведенных до крайности- Рахметова и Подпольного человека.
Чернышевский предлагает свой вариант "новых людей". У него это люди - теоретики, у них есть убеждение, по которому они живут. В жизни они ищут особую выгоду, особые правила. Для них в позитивизме есть что-то еще, своя метафизика. Их личная выгода - общая польза, возможна только при счастье других. Они действуют по принципу “разумного эгоизма”, задумываются о выгоде выгоды. Выгода Рахметова абсолютна, он поступает наоборот по сравнению с очевидным (он богат, а живет бедно). Выгода Рахметова более высокая, чем у других героев романа, он особенный человек. Его главное отличие от других в том, что он не рядовой “новый человек”, а организатор революционной борьбы за счастье народа, всепогруженный в опасную работу по подготовке народного восстания. Характер его рационалистический. Чернышевский создаёт человека в духе позитивизма, у которого нет моральных проблем – всё рационально.
Достоевский полемизирует с Чернышевским, предлагая своего "нового человека" - Подпольного человека. Он построен на отрицании рационализма. Получается, что где у Чернышевского рационализм, у Достоевского-иррационализм. Как и Рахметов, он поступает не так, как ожидают от него. Он стремится к поступкам наоборот. Он считает, что по своей выгоде могут жить только животные. Его принцип – принцип безграничной свободы. Если от тебя ожидают определённое поведение, и ты ему соответствуешь – это уже не свобода. Он хочет казаться тем, кем он в действительности не является.
В стране идеологический разлад, и Достоевский зафиксировал этот разрыв мысли.