Некрасов был уверен, что сможет стать великим поэтом, поэтому везде носит с собой тетрадку стихов, которую намерен показать общественности. Но это не происходит. Его творческий путь начинается в 40-х годах. В это время он становится сотрудником «Отечественных записок». Там он пишет свои фельетоны и рецензии. В это же время он начинает плотно сотрудничать с Панаевым и его женой. Совместными усилиями они пишут прозы и романы «Мертвое озеро», «Три стороны Света». Так же в 40-м году он выпускает свой первый сборник «Мечты и звуки», который не увенчался должным успехом. Все рецензии, написанные на этот сборник, были нейтральными. В 1845 году он создает «Физиология Петербурга», где он публикует «Петербургские углы». Но Некрасов не останавливается на альманахе и переходит к журналу. В 1846 году вместе с Панаевым они приобретают «Современник». Там он работает издателем вплоть до 1866 года (до закрытия журнала). В этом же году он возвращается в «Отечественные записки», где работает до конца своей жизни. На протяжении 13 лет Некрасов пишет свою главную поэму «Кому на Руси жить хорошо?» (1863-1876). Можно выделить три этапа поэзии Некрасова:
1. Ранний Некрасов (период сборника «Мечты и звуки»);
2. Период «Физиологии Петербурга» и «Натуральной школы»;
3. Подлинный Некрасов (период, когда он становится Великим русским поэтом)
52. Лирическая система Н.А. Некрасова: от сборника «Мечты и звуки» к поэзии 1860-х годов.
3 периода лирики Некрасова:
1)ранний период: 30-е -40-е годы(Сборник «Мечты и звуки»).
Знает, как писать, но не знает о чем.
2) период «натуральной школы» и «физиологии петебурга».
Стихотворная форма не играет роли. Он пишет физиологич. очерки, не зарифмованы. Присутствуют элементы фельетона.
3) Некрасов – великий русский поэт. Не знает, про что писать и не знает как. ( Тут и начинается настоящий поэт)
53. Представления о поэтическом творчестве в лирике Н.А. Некрасова (на конкретных примерах).
Некрасов ввёл в литературу новые темы и новых героев. Поэт крестьянской демократии, он не мог писать так, как писали дворянские поэты его времени — Фет, Майков, Случевский и др. Он выработал особый поэтический стиль. Характерным признаком некрасовской поэзии является опрощение языка. В его творчестве зазвучали такие темы и такие слова, которые до Некрасова считались совершенно непоэтическими. Вот пример некрасовского стиха:
Савраска увяз в половине сугроба,—
Две пары промёрзлых лаптей
Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней.
Трогай, Саврасушка, трогай!
Натягивай крепче гужи!
Служил ты хозяину много,
В последний разок послужи!.. («Мороз, Красный нос»)
Лапти, рогожа, дровни, гужи получили в стихе Некрасова права гражданства. Появление этих и им подобных слов в творчестве Некрасова оправдывалось поэтической необходимостью, сюжетами, темами и образами его произведений. Это был «стиль, отвечающий теме».
Любители «изящного» были возмущены творчеством Некрасова. Отвечая этим любителям изысканной поэзии, Некрасов говорил:
Наша муза парит невысоки,
Но мы пишем не лёгкий сонет.
Наше дело исчерпать глубоко
Воспеваемый нами предмет…(«Кому холодно, кому жарко!»)
И с этой задачей «исчерпать глубоко» новые темы, дать ответ на вопросы, которые волновали передовое общество, Некрасов блестяще справился.
Борясь за опрощение поэтического языка, за сближение поэзии с жизнью, Некрасов смело вводил в свои стихи самые прозаические слова, тем самым расширяя поэтический словарь и разрушая застывшие формы дворянской поэзии.
В его стихах мы найдём такие прозаические слова, как городовой, подчасок, либерал-идеалист и т. д. Он не боялся насыщать свои стихи словами, взятыми из газетного языка. Поэтическая фраза Некрасова часто носит разговорный, будничный характер:
Однако же речь о крестьянке
Затеяли мы, чтоб сказать,
Что тип величавой славянки
Возможно и нынче сыскать.(«Мороз, Красный нос»)
Не менее ярко передана Некрасовым своеобразная речь крестьян, бар, попов, купцов. Блестящие образцы таких речевых характеристик во множестве рассыпаны в его произведениях, особенно в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Важнейшей отличительной чертой поэзии Некрасова являются народно-песенные мотивы, пронизывающие всё его творчество. Его стихи нередко вырастали из народных песен и так правдиво передавали образ мыслей и характер чувствований народа, что в свою очередь входили в песенный обиход народа. До сих пор, например, поются некрасовские стихи из поэмы «Коробейники»: «Ой полна, полна коробушка, есть и ситцы и парча...»
На поэтическом использовании певучей народной речи и устного народного творчества целиком основано замечательное творение Некрасова — поэма «Кому на Руси жить хорошо».
______
Выходец из дворян среднего достатка. В 6-7 лет начал сочинять стихи, в 11 лет - сатиры. Не закончив гимназию, в 1838 г. Некрасов уехал из дома деспотичного отца в Петербург, вольнослушателем посещал лекции в университете, бедствовал.
В 1839 г. Некрасов вошел в литературные и журналистские круги. Трудности первых лет в столице Некрасов описал в романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Первая публикация - стихотворение «Мысль» («Сын Отечества», 1838), затем ряд стихов в «Библиотеке для чтения», «Литературных прибавлениях к "Русскому инвалиду"». Вопреки совету Жуковского Некрасов издал поэтический сборник «Мечты и звуки» (1840), который не имел успеха ни у читателей, ни у критиков. Некрасов уничтожил часть тиража. Начал писать прозу из жизни «мелкого человека»в духе Гоголя. В 1840 работал в "Литературной газете" и вел рубрики: «Хроника Петербургской жизни», «Петербургские дачи и окрестности» и др. Одновременно сотрудничал в «Отечественных записках» и в «Русском инвалиде», подрабатывал у издателя В. Полякова (писал азбуки, сказки) и «в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы» (Н. Некрасов). Псевдоним - Н.А. Перепельский.
С 1841-42 гг. Некрасов начинает писать сатирические стихи-фельетоны, пародии, в его поэзию приходит новый герой - чиновник, пьяница, разночинец.
К 1844г. Некрасов уже занимается издательской деятельностью (альманах «Статейки в стихах...», 1843) и выходит из бедности. Знакомство и дружба с В. Белинским подсказали замысел альманахов «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургского сборника» (1846) - манифестов «натуральной школы», за что Булгарин в доносах называл Некрасова «самым отчаянным коммунистом». В это время Некрасов пишет зрелые стихи, в которых лирическое «Я» поэта, его муза не отделяется от боли народа и его судьбы; входит в круг друзей Герцена.
В 1846 г. Некрасов и И.И. Панаев реализуют замысел Некрасова, Белинского и Герцена о своем журнале и берут в аренду у Плетнева пушкинский «Современник» (при официальном редакторстве А.В. Никитенко). Вышел 1 января 1847 г. Некрасов редактировал журнал, много писал (романы, над которыми сам посмеивался; «Заметки о журналах», в соавторстве с Панаевым, и т.д.), привлек в журнал лучших писателей и поэтов (Герцена, Тургенева, Григоровича, Островского, Толстого, Тютчева), в 1850-ые годы Чернышевского и Добролюбова.
Разрыв с Тургеневым (после статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?») Некрасов переживал тяжело, но выбор все же сделал в пользу идеи журнала, в пользу молодого поколения публицистов, когда наметился раскол. Нравственную силу народных заступников (Белинского, Шевченко, Чернышевского, Добролюбова, Писарева) Некрасов воспел в стихах на их преждевременную гибель, мучительно углубляясь в самоанализ. (Сборник стихов 1856 г. имел оглушительный успех.) Некрасов видел, что успех «Современника» зависел не от писателей-друзей, а от радикально настроенной но отношению крепостничества молодежи. В журнал вливались новые силы (С.-Щедрин, Елисеев, Шелгунов и др.). Однако все попытки Некрасова сохранить «Современник» после реформ были безуспешны. Цензура запретила революционно-демократический журнал.
В 1868 г. Некрасову удалось взять в аренду "Отечественные записки" и сохранить не только основных сотрудников (Салтыкова-Щедрина, Елисеева), но и демократическое направление «Современника». В эти годы Некрасов пишет цикл декабристских поэм («Русские женщины», «Княгиня Трубецкая» и др.) и крестьянскую эпопею «Кому на Руси жить хорошо» (незаконченная поэма). Последним прижизненным изданием Некрасова был сборник 1877 г. - «Последние песни». Издание «Отечественных записок» после его смерти взяли на себя Н.К. Михайловский и Салтыков-Щедрин.
Николай Алексеевич Некрасов пришел в литературу вскоре после гибели Пушкина и еще при жизни Лермонтова (первая журнальная публикация — 1838год, первый сборник стихов «Мечты и звуки» -1840год). Ранняя лирика — ученическая, подражательная, перепевающая мотивы русских романтиков. Но уже в середине 40-х годов им созданы поэтические шедевры, к числу которых относится «Тройка». Тогда же он стал литератором «натуральной школы» 40х годов, организованной Белинским и призванной развивать гоголевские традиции в русле реалистического направления. Он не только поэт, но и прозаик-романист, очеркист, драматург, журналист, критик, издатель, организатор литературных дел ( ближайший сотрудник Белинского). Главным делом его жизни стала и оставалась поэзия. Главное ее содержание — народ, народность и все, что с этим связано.
В 50х годах Некрасов освоил жанр поэмы. Наиболее значительны «Саша и «Несчастные». Центральное событие в отечественной истории тех лет — Крымская война, оставившая глубокий след в душе Некрасова, что отозвалось в его поэме «Тишина» (1856-1857) и отзовется в более позднем творчестве («Кому на Руси жить хорошо»).