Обострение классовой борьбы накануне реформы 1861, м/д лагерем крестьянской демократии и правительственным лагерем сказалось на поэзии 1860-х. Либерализм-нестабильность. 1866-закрытие всех журналов. Борьба «чистой» поэзии, «пушкинского» направления (Фет, Майков, А. К. Толстой, Полонский, Тютчев, Щербина, Мей, И. Тургенев, Н. Лесков, А. Писемский, Ф. Достоевский, П. Анненков, А. Дружинин) и «гражданской», «гоголевского» направления, критического реализма (Некрасов, Добролюбов, Михайлов, В. С. Курочкин, Минаев, Никитин, Огарев, Плещеев).
«Чистая поэзия» - «искусство для искусства». Развитие романтических традиций, эстетизация действительности, созерцательность, воспевание красоты природы, любви, общечеловеческих ценностей, возвышенный тон, литературный язык, «приподнятая лексика». Журналы: “Библиотека для чтения”, (А. В. Дружинин), “Отечественные записки”, (С. С. Дудышкина), “Московский вестник” (Катков, Аксаков).
«Гражданская» поэзия - «искусство для народа». Развитие реалистических традиций, описание окружающей объективной действительности, актуальность, социальная тематика и проблематика, активная жизненная позиция, элементы разговорного языка, «сниженная» лексика. Журналы: «Современник» (Некрасов, Чернышевский, Добролюбов), “Русское слово” (Благосветлов).
Основные произведения 1860-х:
1862 «Отцы и дети» Тургенева («Русский вестник»)
1863 «Что делать?» Чернышевского («Современник»)
1864 «Записки из подполья» Достоевского («Эпоха»)