В метафизической лирике Тютчева создается универсальная ситуация - человек перед лицом мироздания. Отсутствует конкретика. Во многом в лирике Тютчева отразилась натурфилософия Шеллинга - Тютчев общался с ним в Мюнхене.
В корпусе стихов прослеживается некая общая модель существования личности и мироздания. Первоначально человек и природа были едины (в стихотворении "о чем ты воешь, ветр ночной?" душа стремится слиться с мирозданием, ибо из его первоначального хаоса она произошла). Потом природа олицетворяется, персонифицируется (Стихотворение "не то, что мните вы - природа...": в природе есть душа, жизнь, свобода). Так природа становится параллельна человеку. Их слияние приводит к уничтожению личности, ее растворению в природе (стихотворение "тени сизые смесились...": "все во мне, и я во всем..."). Но человеческая душа все же не несет природной гармонии, "мыслящий тростник" начинает роптать, в нем жив первоначальный хаос. И, наконец, человек приходит к самоиронии. Есть ли тайна в природе? попытки осмыслить ее невозможны, игра ума не приведет к ответу, но, может быть, и вопроса нет?
«Я» и МИР Тютчева
Несколько уровней соотношения «Я» и МИРА:
- Олицетворение
- Параллелизм (в человеке происходит то же, что и в природе)
- Смешение/уничтожение (для развития «Я» нет границ, и в конце оно растворяется в природе).
Действует принцип кумуляции – накопления значений.
- Голос ОТТУДА (человек слился с природой, утратил голос, но даже ОТТУДА хочет вещать)