Московский период творчества Островского – 1847 – 1856 гг. Материал для пьес набирает, разбирая мелкие бытовые дела (получил юридическое образование в Московском университете). Входил в кружок «молодой редакции» журнала «Москвитянин» (Островский, Писемский, Потехин, Л. Мей, Пров Садовский, А. Григорьев, Б. Алмазов, Е. Эдельсон и др.). Открытый литературный кружок, никак не формализованный. Среди членов этого кружка была распространена вера в настоящее, т.к. они считали, что нужно действовать здесь и сейчас, а прошлого уже не вернуть. Основными представителями «русскости» считали купцов – отсюда понятие «купеческой нормы», важное для понимание ранних пьес Островского.
Островский подмечает важнейший процесс индустриализации, выдвинувший купечество на первый план и вызвавший угасание дворянства, ситуацию, когда купцам не хватает статуса, а дворянам – благ. Купцы – подвижное сословие, обладающее чётким кругом убеждений и идеалов. Статус измеряется капиталом и количеством лет без банкротства. К тому же, у купцов нет дробной логики получения чина (всего 2 гильдии). Купеческая норма – в честном преумножении капитала, причём богатство не тратится на роскошь, жизнь купца проста, у него и членов его семьи чёткие роли и обязанности. Бедным для купца быть стыдно. Купечество совмещает в себе динамику и статистику (богатеют, но жизнь их не меняется).
3 пьесы «московского периода»: «Не в свои сани не садись» (1853) – не в свои сословные сани, которые повезут тебя не по тому пути. Эта пьеса более схематична, чем остальные.
«Бедность не порок» (1854) – ситуация развивается вопреки «купеческой норме», но в итоге всё возвращается на круги своя.
«Не так живи, как хочется» (1855) – нарушение нормы героем перечёркивает всю его жизнь.
Где мы сами в нас? Этим вопросом задавалась вся русская литература XIX в. В пьесах Островского купец подлинным в себе считает своё купечество.
____________
1853 "Не в свои сани не садись"
1854 "Бедность - не порок"
1855 "Не так живи как хочется"
Купеческая норма – главный ориентир ранних пьес Островского. С точки зрения купечества, бедность не порок, а признак лени; если ты купец и беден, значит, ты живёшь неправедно.
Бедность - признак греха, труд - явная добродетель. Мы видим на протяжении пьесы, как порочная бедность становится выше богатств. Купеческая норма не теоретическое следование ей, нужно выбрать её, пройти через сомнение и видеть её как свою свободу.
В основу пьес московского периода были положены наблюдения Островского над разбором семейных тяжб, полученные во время службы в совестном суде, поэтому в пьесах фигурирует соперничество, семейная проблематика. Сочетание развивающейся интриги и ярких бытоописательных вставок, тормозящих действие, но и дающих ощутить специфику быта и нравов купеческой среды. Во всех этих пьесах Островский явился изобразителем таких сторон русской жизни, которые до него почти вовсе не затрагивались литературой и совершенно не воспроизводились на сцене. Глубокое знание быта изображаемой среды, яркая жизненность и правда изображения, своеобразный, живой язык. Особую роль сыграла и сословная, и индивидуально-психологическая окрашенность речи персонажей. Также пьесы объединяет пословичная структура названия. Для «москвитянинских» пьес характерен утопизм в разрешении конфликтов между поколениями (например, в комедии «Бедность не порок», 1854, счастливая случайность расстраивает навязываемый отцом-самодуром и ненавистный для дочери брак, устраивает брак богатой невесты — Любови Гордеевны — с бедным приказчиком Митей).
Уже в "Банкруте" обозначилась сквозная тема драматургии Островского: патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде, и его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с постепенно видоизменяющимся укладом.