После повести «Она будет счастлива» (1836) издатели журналов и альманахов обратили внимание на Панаева. Белинский отмечал в авторе «неподдельный талант, живое чувство, умение владеть языком». В 1838 году Белинский пригласил Панаева сотрудничать в журнале «Московский наблюдатель», где он был фактическим редактором. Дружба с Белинским имела огромное значение в творческой и человеческой судьбе Панаева.
В 40-е годы Панаев – один из самых ярких беллетристов не только «Отечественных записок», но и всей натуральной школы. Очерк Панаева «Петербургский фельетонист» был напечатан впервые в Отечественных записках (1841) с подзаголовком «Зоологический очерк». Описывая деятельность продажного писаки, Панаев стремится показать в нем типовое начало, описать его не как исключительное явление, а как «продукт» среды. В - сборник «Физиология Петербурга» под редакцией Некрасова.
Одна из постоянных и «горячих» тем творчества Панаева – литературная жизнь. Он хорошо знал писательские нравы своего времени и очень ярко описал их в целой серии произведений: «Петербургский фельетонист» (1841), «Литературная тля» (1843), «Литературный заяц» (1844).
Под псевдонимом Нового поэта Панаев начал вскоре публиковать пародии. Задача Нового поэта – скомпрометировать, обнаружить бессодержательность, вторичных таких литературных поделок. Почти двадцать лет прожил в русской литературе Новый поэт (чуть позже Панаев стал подписывать не только пародии, но фельетоны и очерки). Это имя получило колоссальную популярность. С ним спорили, на него писали эпиграммы, пародии, его цитировали, ему писали письма, подсказывали «цели» для его сатирических «выстрелов». Все, что публиковалось Панаевым за подписью Новый поэт, было напрямую связано с современностью. Новый поэт писал прежде всего и главным образом о «злобе дня».
Основной принцип пародий нового поэта – безликость, похожесть на всех, это маска подражателя и дилетанта, он похож на всех и потому – никакой. Панаевские пародии строились на подчеркивании банальности того или иного произведения.
Расцвет деятельности Нового поэта, как автора пародий, фельетонов и очерков связан с «Современником». Покупка в 1846 году журнала (Панаев вложил в это предприятие свои деньги, он был утвержден издателем, а через год – редактором «Современника»).
Первый номер обновленного «Современника» открывался повестью Панаева «Родственники». В ней по-новому была поставлена проблема «лишнего человека»: в этой роли оказывается просвещенный дворянин, воспитанник литературно-философского кружка. Панаев показывает как «мечтательная бездеятельность» становится жизненным уделом далеко не худших представителей дворянской интеллигенции. Философские знания, культура, которые, казалось бы, могут и должны сделать человека общественно активным, в этой, исторически конкретной русской действительности оборачиваются бессилием, бесплодной рефлексией, неспособностью действовать, вступать в открытые конфликты с социальным злом.
Особенность людей такого типа состоит в том, что они трезво и беспощадно судят о себе. Но это нисколько не меняет их поведения. Разговор о «деле» никогда не приводит у них к реальным делам. Особенно охотно и вдохновенно (как потом и тургеневский Рудин) Георгий Алексеевич рассуждал о любви. В сюжете повести любовная линия – центральная. В реальной жизни герой не может быть таким (решительным и деятельным), каким хочет его видеть Наташа, наслушавшаяся его речей о смысле человеческого существования, о возвышающей человека любви, о высоких идеалах, которые служат человеку ориентирами на жизненном пути. Рефлексия, сомнения разъедают в Георгии Алексеевиче возникшее в нем чувство к Наташе. Герой с горечью признается, что его «любовь в голове, в мечте, а не в сердце, не в действительности».
В отличие от «Рудина», в «Родственниках» Панаев иронически снижает события, иронизирует и над характерами героев, говоря как о пошлости быта, так и пошлости романтической рефлексии.
__________
Панаев – состоятельный петербуржец, в роду были писатели. Дебютирует в сер. 30х гг. Публикует серию очерков. Принимает участие в покупке «Современника» с Некрасовым и Белинским.
1841 – очерк «Петербургский фельетонист» (в сокращенном виде войдет в «Физиологию Петербурга»)
1847 – в «Современнике» выходит роман «Родственники» (сквозной мотив приезда городского юноши в деревню и увлечения им местной девушки)
Любовный был кружка Станкевича повлиял на Панаева, но он туда не входил. В отличие от Тургенева, Панаев сопоставляет и фельетонизирует и затхлый быт родственников, и аристократический столичный мир (упрощает, делает плоскостным). Тургенев же старается показать, что правота есть у обеих сторон.