Издавался в 1845 г. Некрасовым
Альманах – это предшественник толстого журнала. Выходил примерно раз в год. Менее коммерческий, чем журнал.
Символика названия. Физиология – наука о функционировании живого организма.
Концепция человека в натуральной школе противоположна концепции человека в романтизме. Человек есть сумма внешних воздействий. Типичный герой, не исключительный, Не индивидуальное, а социальное, групповое.
Первая часть альманаха состоит из двух вступительных статей В.Г. Белинского («Вступление» и «Петербург и Москва» и очерков, имеющих в своем названии прилагательное “петербургский”:
“Петербургский дворник” В.И. Луганского (Даля) ”Петербургские шарманщики” Д.В.Григоровича ”Петербургская сторона” Е.П. Гребенки ”Петербургские углы” Н.А. Некрасова.
Вторая часть состояла из 5 статей:
- Александринский театр, соч. театрала...(В.Г.Белинского)
- Омнибус (А.Я.Кульчицкого)
- Петербургская литература (В.Г.Белинского)
- Лотерейный бал (Д.В.Григоровича)
- Петербургский фельетонист (И.И.Панаева)
Задачей альманаха, как писал Некрасов, было «раскрыть все тайны нашей общественной жизни, все пружины радостных и печальных сцен нашего домашнего быта [...], ход и направление нашего гражданского и нравственного образования».
Альманах – физиология Петербурга – вышел в 1845 году, с него начинается история новой русской литературы, литературный альманах, созданный в Петербурге русским писателем Н. А. Некрасовым, объединивший приверженцев натуральной школы. В очерках, составивших альманах, подробно описаны "петербургские типы", бытовые сценки, забавные происшествия, "углы без прикрас" и т.д.
В самом начале 1845 года одна за другой вышли из печати две части нового альманаха. На обложке его значилось: "Физиология Петербурга, составленная из трудов русских литераторов под редакцией Н. Некрасова (с политипажами)". Первая часть открывалась обширным вступлением, которое было написано Белинским; затем шли очерки.
Вторую часть альманаха также открывала статья Белинского, далее статьи и очерки.
Люди, чьи очерки составляли альманах: Белинский, Луганский (псевдоним В. Даля), Е.П. Гребенка, Н.А. Некрасов, И.И. Панаев, Д.В. Григорович, Кульчицкий.
Особенности:
1. Физиология – отсылает к контексту тогдашнего времени.
2. Физиология города
3. Наука; взрыв научных и технических достижений; профессии технические стали популярны. Самые важные изобретения – фотография (дагеротипия – человек на изображении сразу получается как в реальной жизни) и железные дороги.
Культ техники, индустриализации, прогресса.
Типы товаров, профессий, людей, понятий обобщающих – попытки описать физиологию города.
4. Физиологический очерк – основной жанр альманаха «Физиология Петербурга», особенности жанра:
- Отсутствие живого интереса
- Сложное время изображение. Основной метод альманаха – обобщение.
- Изображение человека; это открытие троицы, человек является суммой внешних воздействий (все в нас обусловлено какими-то внешними процессами, факторами). очерков.
«Физиология Петербурга»:
- утверждает пространство столицы однозначно: Петербург – город «черни», «массовый город», где горожане зажаты имперской роскошью и парадностью, «недопространство», в котором «притесняется» душа.
- Ощущение сдавленности и тяжести
- Ощущения узости и тесноты поддерживаются также и особым «суженным» хронотопом, свойственным жанру физиологического очерка.
- Время и пространство в очерке всегда строго
фиксированы, взяты в определенном моменте
- Отношение к Петербургу как бездушному и бездуховному пространству отражено почти во всех произведениях сборника (только статья В.Белинского «Александринский театр» решает иные задачи и не относится к таковым).
Статьи Белинского:
- Обширное вступление, которым открывалась "Физиология", критик говорил здесь о состоянии русской литературы и о задачах альманаха.
- Затем следовала его большая статья "Петербург и Москва".
- Уже во второй части: эта часть начинается также со статьи Белинского "Александрийский театр"
- Последняя статья Белинского "Петербургская литература".
Во время критики особенным нападкам подверглись статьи Белинского.
В этих статьях Белинский развил собственную концепцию Петербурга.
В соотношении Петербурга и Москвы Петербург осмысляется критиком как воплощение «страшного объективного мира», место утраты иллюзий, но и как место практического испытания личности, выявления её скрытой сущности. Концепция Петербурга как города, где испытываются и реализуются прежде дремавшие возможности как отдельного человека, так и русской государственности в целом, легла в основу статьи «Петербург и Москва»: по мысли Б., Петербург служит необходимым дополнением Москве. Отсюда оценка Петербурга как «прекрасного будущего этой страны». В статье «Александрийский театр» Белинский в Петербурге видит единственно возможный для России путь приобщения к европейской цивилизации — путь от «внешнего» к «внутреннему».