Реальное состояние правовой защищенности детей во многом обусловлено осознанием проблемы, степенью понимания и информированности о правах ребенка самих школьников, родителей и учителей.
Для понимания отношения школьников к собственным правам был задан вопрос: «Как Вы считаете, должны ли быть у ребенка особые права, отличающиеся от прав взрослых?». Большинство опрошенных (67%) уверены в том, что у ребенка должны быть особые права, достаточно большая часть школьников - 25% отметили, что у ребенка не должно быть таких особых прав и около 8% согласны с тем, что права детей не должны никак отличаться от прав взрослых.
Казалось бы, ситуация в целом выглядит положительно, но настораживает то, что четверть опрошенных школьников скорее всего не знает о существовании специфических, отличных от общих, прав детей.
Схожая картина по данному вопросу наблюдается среди взрослых респондентов. 68% учителей и 60% родителей признают необходимость для детей иметь особые права, 11% учителей и 10% родителей считают, что у ребенка должны быть такие же права, как и у взрослых. Но свидетельством некомпетентности (или своеобразного правового нигилизма?) является то, что достаточно большое количество - 21% - учителей отказывают ребенку в особых правах, среди родителей доля ответивших подобным образом выше – 30%.
Интересно то, что представления о правах детей связано с возрастными характеристиками взрослых респондентов. Подгруппа учителей в возрасте от 50 лет и выше в 35% случаев согласна с тем, что у ребенка не должно быть особых прав, те учителя, возраст которых от 40 до 50 лет, согласны лишь в 15% случаев, до 40 лет – в 18%. Столь значимое различие может свидетельствовать о том, что преподаватели старшего возраста занимают более жесткую позицию и менее либеральны относительно прав ребенка. Выявленная тенденция подкрепляется и тем, что учителя со стажем работы более 30 лет чаще склонны считать, что у ребенка не должно быть особых прав (33%), чем учителя работающие педагогами менее 20 лет (в среднем 9%).
Что касается другой взрослой категории – «родители», то тут обнаруживается связь между полом, уровнем образования и отношением к особым правам детей. Женщины значительно чаще, чем мужчины считают, что у ребенка должны быть особые права (64% против 40%). Отцы часто склонны думать, что у ребенка не должно быть особых прав вообще (40%), тогда как доля матерей думающих так, составляет лишь 26%.
Такое распределение, предположительно, может свидетельствовать о доминировании патриархального устройства семьи, при котором мужчина занимает жесткую позицию по отношению к детям. Он стремится к более жесткому контролю собственных детей, к защите их прав самостоятельно, поэтому не видит надобности в широких правах и свободах у ребенка.
Помимо этого существует связь между уровнем образования родителей и их отношения к правам ребенка. Родители с высшим образованием чаще, чем родители без высшего образования выбирают вариант: «да, у ребенка должны быть особые права» (65% против 50%), при этом вариант: «нет, у ребенка не должно быть прав» наоборот чаще выбирают респонденты без высшего образования (38% против 25%). Это может быть связано с традиционно более либеральными и гуманистическими взглядами людей с высоким уровнем образования, а также с существованием различий в методах контроля и воспитания в семьях с разным уровнем образования родителей.
Мнение о наиболее значимых правах детей
В результате исследования было обнаружено, что школьники выбирают в качестве самых важных прав, те, которые оказываются наиболее актуализированными в процессе их жизнедеятельности и которые удовлетворяют их базовые потребности.
Самым важным правом для школьников, таким образом, оказалось право на жизнь (69%).
На втором месте по степени важности расположились: право на семью и заботу родителей (35%), и право на защиту от физического и психологического насилия (по 35%).
На третьем месте находятся: право на образование, а также право свободно выражать свое мнение (по 32%). Эти права можно назвать взаимосвязанными для школьников, так как чаще они и реализуются и нарушаются именно в школе. Так, 51% школьников указал школу (учителей и школьную администрацию) в качестве субъекта нарушения их прав, поставив ее тем самым на первое место, причем наиболее часто, по мнению школьников, нарушается право свободно выражать свое мнение (68%)
Менее, но в достаточной степени важными для школьников можно назвать: право на получение средств на существование и на собственные доходы (21%) и право на имя и на приобретение гражданства (20%).
Наименее важными для школьников оказались: право на свободу мысли, совести и религии (14%), право ребенка на защиту от экономической эксплуатации (13%), право на отдых и досуг (12%), право распоряжения своим имуществом (11%) и, наконец, право ребенка на пользование услугами системы здравоохранения (10%).
Родители называют в качестве самых важных для ребенка право ребенка на образование (56%), на втором месте право на жизнь и право на защиту от физического или психологического насилия (по 51%). На третьем – право на семью и заботу родителей (37%).
Наименее значимыми родителями признаются право распоряжения ребенком своим имуществом (1%), право на получение средств на существование и собственные доходы и право ребенка на досуг (по 5%).
(Интересно, что право ребенка на получение средств на существование и собственные доходы признается родителями как не важное в сравнении с мнением школьников (5% против 21%). Причем те родители дети, которых обучаются в младших классах, считают это право важным в 18%, а родители школьников 9-11 классов выбирают его только в 2% случаев. Возможно, это связано с возрастающей потребностью самих школьников и приводит к увеличению расходов родителей на детей старшего возраста).
Среди учителей наблюдается следующие распределения мнений: на первом месте - право ребенка на жизнь (68%), на втором месте право на защиту от физического или психологического насилия (59%) и на третьем – право на образование (48%). Также важным учителя считают право на семью и заботу родителей (42%).
В качестве наименее значимых прав детей учителя выбирают право распоряжение имуществом (1%), право на получение средств на существование и собственные доходы (4%), право свободно выражать свое мнение и на свободу мысли, совести, религии (по 5%). Право ребенка на досуг отмечается как наиболее значимое только в 6% случаев.
В целом можно отметить, что единодушно взрослыми и детьми признаются наиболее важными: право на жизнь, право на защиту от физического и психологического насилия, право на образование, а также право на семью и заботу родителей.
Но существенные расхождения связаны с оценкой права свободно выражать свое мнение, которое признается как важное 32% школьников, 20% родителями и, что симптоматично, лишь 5% учителей. Конечно, это не может однозначно свидетельствовать о том, что свобода мнений в школе жестко пресекается, но, видимо, сложившаяся с советских времен институциональная модель взаимодействия в школе ориентирована не на самостоятельность и автономию личности ребенка, а на конформизм и подчинение авторитету старших.
Оценка школьниками знаний о своих правах
Для выявления самооценки школьниками степени их информированности о собственных правах в анкету был включен вопрос: «Как Вы считаете, знаете ли Вы о своих правах?»
Наиболее многочисленной является группа, которая считает, что обладает некоторым уровнем знаний, но он является недостаточным (71%). (Распространенность такой позиции обусловлена доступностью информации. Сегодня школьники могут выходить в интернет, черпать информацию из СМИ, а также из общения с взрослыми, в то же время в учебных курсах возможно лишь частичное освещение данной тематики, а специализированная литература не пользуется популярностью среди детей. Отсюда следует, что дети придерживаются такой позиции в силу разнообразия источников информации с одной стороны и в силу отсутствия систематического изучения данного вопроса и скорее косвенного характера знаний в правовой сфере.)
Второй по популярности является точка зрения, согласно которой ребенок оценивает уровень своих знаний в данной сфере как вполне достаточный (26%). Такая позиция связана с ограниченностью опыта ребенка во взаимодействии с бюрократическими структурами, большинство процедур за детей проходят взрослые, поэтому школьник не способен объективно оценить хватит ли ему знаний для дальнейшей жизни.
Лишь 3% детей отмечают, что ничего не знают о своих правах.
Можно сделать вывод, что самооценка уровня знаний в правовой сфере у школьников является весьма высокой, но не вполне адекватной. Об этом, в частности, свидетельствуют ответы на открытые вопросы анкеты: только 12% опрошенных школьников смогли указать международные документы, регламентирующие права детей, которые они знают. Чаще всего школьники называли Конвенцию ООН о правах ребенка и Декларацию прав ребенка. Забавно то, что 5% опрошенных отнесли Библию к международным документам по правам детей.
На вопрос о российских документах ответили около трети учащихся (29%). Были названы Конституция РФ (89%), Семейный кодекс (8%), а также некоторые опрошенные (3%) написали об Уголовном кодексе.
Не будет большим преувеличением сказать, что знания школьников о своих правах носят фрагментарный и ситуативный характер, системные представления отсутствуют.