Особенностью России выступает самобытный характер. Что есть Россия и народ, может ли ли Россия пойти своим путем? Что задумал бог в отношении россии?
В 1820-30 годы эти вопросы впервые поставил Чаадаев, находившийся на грани помешательства. Выдача ему предписания о запрете писать.
Пишет книги «апология сумаскдшего».
Творчесвто прошло бы незамеченным, если бы не тот вызов, который он бросил всей России. Переход в каталоцизм, которым он был потрясен и опьянен, отсюда его сначала разочарование, а затем и восстание против русской истории.
В своих философических письмах он преисполнен ненавистью и враждой ко всему русскому народу и русской истории. Пишет: мы не принадлежим ни к одному из величайших семейств человечества. Мы не принадлежим ни к западу, ни к востоку. У нас нет внутреннего развития, естветсвенного прогресса. Каждая наша новая идея безусловно вытесняет старое. Мы принадлежим числу нации, которая не входит в состав человечества, а существует лишь для того, чтобы дать какой-либо урок миру. Мы составляем пробел в нравственном миропорядке. Глядя на нас можно было сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам. Одинокие в мире мы ничего не дали этому миру, не научили его ничему. Мы не внесли ни одной идеи в массу идей челоечества. Ничем не содействовали прогрессу человеческого разума. А все что осталось от этого прогресса, мы исказили.»
Начав свой обвинительный вердикт, Чаадаев заканчивает его в Апологии сумасшедших. Исходя из ложного посыла, что силы русского народа не были актуализированы в истории, Чаадаев пришел выводу, что неактуализированность сил русского народа в прошлом и в мировой истории, может стать залогом возможного его великого будущего. Однако для этого Россия исполниить свою великую историческую миссию, которая состоит в решении трех великих задач.
- Ответить на все вопросы которые заимает человевечество
- Завершение развития идей, которые возникают в старых человеческиех обществах.
- Решить большую часть проблем социального порядка в мировом масштабе.
Для решения этих великих Чаадаев потребовал от русского народа самоотрицания. Таким образом, Чаадаев отводил России роль служанки человечества.
Представив русскую идею в антирусском духе, Чаадаев сохранил неприязнь к православию. К неоформленности духа русского народа. А царство божие он связывал с католицизмом.
Высказанная Чаадаевом идея о мессианском развитии России имела большие последствия, поскольку эта идея стала ведущей темой для большинства русских религиозных философов, с той лишь разницей, что, разделяя чаадаевскую идею о мессианском предназначении россии, они приходят к выводу о необходисомсти преодоления различий между православием и каталицизмом и созданию всемирной церкви. Также заявляли о ликвидации самодержавия как главного препятствия на пути к русской церкви.
На рубеже 30-40 годов В русской общественной мысли зарождается еще одно направление - возникает консерватизм, как ответная реакция на либеразим. Консерватизм не отрицвет свободу, но она ведущей не является.
Первым выражением консервативного направления в истории общественной русской мысли стала теория официальной народности. Основноположник Уваров. Далнейшую политико-идеологическую разработку эта теория нашла в трудах погодина, шевырева, булгарина и греча.
Теория официальной народности возникла на 3 принципах – православие, самодержавие, народность. Главная задача этой ткории состояла в том что, что Нужно было доказать органичность этих трех начал, а также законность самодержавия в России, а также священность и неприкосновенность царскойвласти.
Все приверженцы доказывают, что господствующие в россии политический строй (самодержавие) представляют собой наилучший способ правления. И самый справделивый общественный строй, так как он соответствует требованиям правослоавной религии.Сам русский народ - еще одно доказательство законности самодержавия, поскольку русский народ привержен исконным русским началам.
Самодержваие правослваие и народность взаимно друг друга обуславливают, что и обеспичивает наилцлучший способ правления в россии.
Что качаетс крепостного права, то теория оф народности признавала его отрицател ные стороны, но в тоже время замечала, что крепостное право в Росии сохраняет много патриархаьных элементов, а русский христианин находится в оучшем положении, чем европейский.
Став официальной теорией, она последовательно проводилась в жизнт, воспитывала подростающее поколение в русле патриотизма.
Но возкникновения Консервативное течение в русской имысли привело к зародившийся к дискуссии между либералами ии консерватрами о путях развития россии. Зародившись в дворянских интеллегегстких кругах на рубеже 30-40, славянофильство и заадничество окончательно идеологически оформились как диейное направление в середине 40-ых.
Славянофилы были однородны - все консерваторы. Западничетсво в русской мысли было представлено неоднородно. Среди них были либералы и консерваторы. К славянофильству относятся алексеая степанович хомяков, браться Киреевские, браться Аксаковы, публицист Самарин, КОшелев, страхов.
Основоположники славянофильства – Хомяков и Иван Киреевский.
Западники: либералы – Герцен, Белинский, огарев, Аненков, Водкин. Консерваторы –Грановский, Чичерин, Каверин, Сергей Соловьев. Катков
Начало дискуссии между этими 2 течениями положил вопрос, поставленный славянофилами о смсле и значении реформ петра 1 в русской истории, который воими либиральными преобразованиями разрубил культуру россии на две части, породив в россии раскол.
В ходе дискуссии встал ряд вопрос:
- Какова роль Петра в рус истории?
- Является ли истор путь россии таким же, как у европы? Русская цивилизация – другой тип цивиизации.
- Каковы особенност русского народа, избравшего свой путь развития.
В решении этих вопроов все славяновилы сходились в главном. Русская цивилизация возникли на духовной почве правосавия, поэтому реформы петра первого секуляризировшему русь, были изменой. Петр 1 привел страну к культурному, религиозному и общественному расколу, расшатав ее духовное основание. Славянофилы утверждали триединство самодержавая, правлсдавия, нарлодности. но в отличие от них славянофилы подчеркивали доменанту правослвия, отсюда и выводя общественный идеал.
Обосновывая общественный идеал россии, славянофилы исходили из того, что источник просвещения находится в христианстве.Славяерфилы принимали только цельную христианскую истину, которая хранит русская православную церковь.
Что же касается запада, который развивается под влияние каталициза и лютеранства, как двух ветвей оторвавшихся от единого христианства. То Он закончил свой путь, кругооборот в итсории и началось его загнивание. Запад дошжен уступить новым живым силп, которые расположены в русской правослоавно наролде, русской православной церкви создав новую цивилихацию. Русский народ долден деражаться своих исконных собственных начал. Главная задача всей русской просвещенной мысли состоит в том, чтобы разбудить в обществе народное самосознание.
Следует особо отметить тот факт, что обосновывая свой общественный идеал славянофилы исходили из целостности и органичности развития россии. Идея органического развития России была славянофилами заимствована у немецкоо философа шеллинша, поздняя фтдософия которого поемиряда рауку, философия и религию, утвнрждая возможностб оранического развиия народа цтвиоизаии. Такое развитие россии возможна, так как допетровскую эпоху отличительрой особенностью русского духа являлась имегро его цнлосность и органичность.
Напротив, на Западе все разделено, рассечено, рационализировано и механизировано. Это и определяет коренное развитие россии и запада. Вся совокупность причин была раскрфта в историософии хомякова, аксакаова, киреевскоо.
Киреевский указал на главную причину различия россии и запада. На западе все формализовано, формально.
Русская боголовие сохранило целостность духа, в то втпм как на западе стало пустым богословтем, а это прямо сказалось на характере просвящениЯ-образовария. Если на западе развивалась сила разума, то в россии стремление сосре\доточиться в душе.
Противопологая тип рцсского богословия богословию западному, Киреевский поставил перед русским сознанием задаче – преодолеть абстрактную западную мысль и переход к познанию не только цмом и рахумом, но и верой.
На ту же причину указывал т акскаков. Па западе душт убивают, запимаяь совесть там замегяна законом, а внцтреннее побцждение дцши регламкнтом. Даже благотоворительность там - механияесуое дело. Напротив в осноании рцсского госцдарста лежат благородство и мир.
Наиболее полное обосноыание разлияию россии и запада дал Алексей хомяков.
Главный грех рацилналтзм, гоподтво формального разума.
ВыделЕт три причины особого пути россии
- Огромность русской свободы. Росиия знаеи тайну свободы.В глубине русского народа свободы духа больше, чем у более свободного народа запада. Точно также в православии свободы больше, нежели чем в каталицизме. Следовательно огромность ручско свободы - Это первый источник особого развитии пути россии. Даруй им дар святой свободы.
- Характер русского народа. Руссктй народ – самый мирный и миролюбивый народ в истории.
- Специфика русской общины, как способ организации русской жизни и всего быта народа. Третбему источнику придавали особое значение. обосновывая идею особого пути развития россии, все славянофилы настаивали на специфики развития селькско общины как патриархальной мтрской товарищеской, вырсошей . Эти черты особенность ос порЯдка в настоящем и юцдущем. Не признавал другой флормы государстыо мцдро влспользоалось ьем, ято сущкстыоыало ы правах и обЯзанностях народв.
Общинность емть духовное етафизичесуое свойство рцсского народа, не прикрепленная к самобытности. Вечна форма россии, гарантия самобытночти.
Эьо нп исьорическое, а надисторичнсое форма жизи русского гарода.
Главное достоинство русской общины в том, что в отличие от запада здесь личность не пождавлена, но только лишена своего эгоизма и свободна, как в хоре. Личность вообще несвободна, но свободна по-особому, как в хоре. Хоровое навало.
Вот эта специфика русской общины получила определение чоборности.
Соборность – единство любви и свободы нетребущих И никаких юридических гарантий. Соборнотсть как специфическая свойсто русского народа. Соборность как специфическое свойсто, Хомяков противопоставлял рыцарству нравтсвенно-разлагающегося Рима, не христиануим индивудализмом, вристократизизмом и гордыней. Отрицание формализма, юридизма и аристократизма – характерная черта славянофильства.
ОбъяснЕтся это отрицание органическим пониманием народной жизни, историе . Отсюда выводили характер отношения мжду цаоем и народос,
Эти отношения между русским народом и царем не требует никаких правовых гарантий, договоров или иных юридических актов. Все должно быть построено на доверии., л,бви своюодк.
По другому русский народ мотрел и на чобчтыкнность. Его Суждения русского народа о собственности опрееляется не как отношение к собственности как к соц институту, а отнокшением к чеовкеку.
Поэтому выстраиыая сво,ю теорию. Делали вывод о том, что Православные крестьяне имеют свой пребывающий град. Китиш как символ сичтоты.
Но в тоже ыремя осознавали между святой ручью и россией полк петра первого.
Таким образом Славянофилы являлись носителями русского самосознания, основаного на понимании ими о понимании имим собственной цегости русско истории. Они хотели представить миру оригинальный тип русской культуры, русскошо общестыенного строя, основанного на духовной почве православия. Поскольку полное развиьие и нравственный закон полчаеь тол ко ы правослаыие.
Из нельзя назыать мтссионерами, посколькц в их ученияъ руссуи народ лишен эогизма, а его мтси утверждепие нравственнрго закона, т.е. любви, жобра бкз вчфкой внешней силы.
Исходры путь члаыняянлфидбской бфл вернфм. Нельз чяитать дмлетанским. Юолее того именно славянофилы через свою критикц истоияесчко науки окахали самое пложотворерое ыозлейсвтие на нек. Тем самыс ханяли своп место в ру/саой общестыенной мысли и в мтрочой.
Западники. Сторонники западного пути развития кардинально расходились со славянофилами по всем вопросам, поставленным ими дискуссии.
Прежде всего различилась их теоретико-методилогиеские основы концепции русской исттоиии. Если для славнофоилов теоретиком методилогической базы истории являлась органическая теория истории разработанная немецким ученым шелллинггом, то Для западников гегель был идеологом.
Исходный пункт теории истории у западников образует тезис о единстве россии и европы, в соответствии с которым россиия и запад –являют собой единчый этнографический организм, созданный на западе романо-германскими народами, а на востоке славняскими и прежде всего русским. Вот это единство народов россии и запада они объяснили не тллько их принадлежностбю к одному этногрофическиму организму, но и однородным историческим развитием. Россия, и Запад, считали они, прошли один и тот же исторический путь.От родового строя к удельному периоду, от удельного к государству. Наконец, на единство указвал и тот факт, что образует единую духновную основу. Положив диалектику Гегеля в основу теории истории, западники рассматривали всю европейскую историю, как единый диалектический процесс, который начался с синтезеа христинаства в античности, а затем через раскол пришел к диалектическому разделению на православие и католицизм.
Отсюда западники приходили к выводу о том, что для достижения нового синтеза необходмио преодоление раздления христианства на католичество и православие.
Асходилсь во взглядах на роль личности в истории, а также на роль разума и веры в познании истины. В противопложность славянофилам западики преувеличивали роль личности в истории, противоплогали идею соборной личности идею свобоной личности, преувеличвали роль петра и утверждали примат разума над верой.
Однако камнем преткновения между спорящими сторонами стал вопрос об особенностях русской общины. Славянофилы обосновыая идею особоног пути развития россии настаивали на специфике сельскоц общины, как патриахлаьной товарищеской мирской не претепревшй никаких изменеий с евнейщих времен.
все народы прошли стадию родовой собственности, поэтому славняская община не исключение, так было в риме, и.т.п.однако характер русско общины коренным образом изменился в месте с изменением права и госудасартсва. В результате измениф сельская община прошла 3 стадии.
- Родовая
- Владельческая
- Государственная
Отсюда западники делали вывод о том, чо современная русская община ничего не имеет общего со средневекой патриарзхальнй. т.е. патриархальность - не составаляет специфику общины, следовательно не может быть основанием для особого пути россии, а потому россия - еропейская страна.
В ходе более чем полувековой дискуссии, западники обвиняли славянофилов в дилетантизме, незнании истоии, преувеллечиении роли в религгии.
Славянофилы обвинялы западников
- Ошибночности паралеллность развития россии и европы
- Отсуствие патриотизма и преознесении западного мира, на который должна ориентироваться россия
- Отсутствие веры в народ и превознесение государственных начал с ущерб народному.
- Принижении роли правсоалвной церкви в истории русского государс ва
- Преувеличесннии роли личности в истоии
- В ошибочности применния к русскомй народу сревдневокой теории приватного права
19 век - установка на энциклопедизм. И практически все западники это энциклопедисты, но все энциклопедисты рядом не стояли с русскими историками.
Ошибочность западников состояла в том, что они полгали россию и европы единым организмом, духовном, этнографическим.
С начала 60 19 века старшее поколение сменили панслависты. Наиболее видным данилевским николай яковлевич - работа россия и европы.
Продолжали резко критикоовать западников, остативали независимость россии, а данилевский выдвинул теорию незаивисмых типов, доказывая, что славянскиц тип - качественно новый тип цивилмзации, ибо он 4 основный.
Однако спор развернулся и внутри самих зпадников между консерваторами и диберами в лице револ-демократорв.
Революционную течение в русвком либеразмме наало складвыать 40 годы,. Крайне реадикалы. Возникло под влиянием фурье, сен-семона и оуена, арспространявшийх усиленно свое учение в европе перв. 19. Идейгые вожди -герцен и белеинский прошли через стадии уылечения гегелем, в учении которого они искали теоретиечское обоснование своих взглядов на русский и мировой исторический процесс. Усвоили тезис
Все разумно действительно, а все разумное действительно, белинский лправдывал теорию официальной народности, однако оба стали яростными защитниками соц. Идй.
Однако наиболее опасными представителями стали петрашевцы, название от буташевича-петрашевца. Участники достоевкий, толстой. Федотов, глинка, рубентштейн. 1848 году приступили к созданию тайной политическй организации. Цель свергнуть самодержаие, однако и в том же году арестовали.
123 к суду, из них21 приговорены к расстрелу,одгако николай отменил смертную казнь, заменив ссылкой. это был акт милосердия лично николая первого, посколько по закону всякая подобная деятельность каралась смертью.
позднее возникла теория русского социализма. Основоположник герцег и огарев. Герцен был арестован. 6 лет в ссылке. Возгалвид левое радикальное крыло в заадничестве, продолжал заниматься революциооной деятельности, печатаясь под псведнимом ''искандер''.боясь пресследования, эмигрировал из россии, где пишет ряд работ, исповедовав ''алгебру революции''. Однако позднее разочаравлся в рев, возможностях западников. Разработка общинного социализма герцена.
Россия в силу своей самобытности, минуя стадию капитализма, может придти к социализму, через крестьянкую революцию, поэтомц главной основой построения соц. Общеста в россии герцен считал кр. Общину и мисркое самоуправление.
проаганду осуществлял черезколокол и полярную звезду. Т.о, начиная со второй половины 19 векацентральным вопросо - сталпоиск общ. Идеала, как у славянофилов, так и у западников.
Единой человеской цивилизации нет. Существуют о дельные цивилазии, или культурно-тсорические типы. Основание политическое, культурное, религиозное, экономическое. У греков и рим - культурное, у евреев - религиозная. Равных евреям в этом основании нет. Евреи - нард богоизбранный. Германия - политическиц тип. Равных тоже нет.