пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» История России

Образование и развитие централизованного русского государства (14-16 века). Предпосылки и особенности политического строя.

Середина 14 века.

С начала установления на Руси монголо-татарского ига и ло формирования предпосылок процесс дробления княжеств продолжался.

Московское, Тверское, Костромское – новые княжества.

К середине 14 века в русской общественной мысли получила место идея создания единого русского гос-ва.

Предпосылки:

  1. Идейно-политические
  2. Духовно-нравственные
  3. Социально- экономические

 

  1. Идейно-политические

Идея единения всех земель с конца 13-начала 14 в осознавалась как князьями, так и всем народом. Борьба за право стать центром: сын Невского князь московский Даниил и брат Невского князь тверской Ярослав. После долголетней борьбы победил Московский князь Иван Даниилович (внук Невского) – Иван Калита (1325-1340)

Будучи жестким и прагматичным человеком, проводил в отношении Золотой Орды сдержанную и осторожную политику. Для борьбы нужно накапливать силы, и, выполняя уничижительные требование ЗО ханов, достичь мира.

Задачи Московского княжества+общерусские задачи = объединительные тенденции. Как следствие – политическое возвышение Москвы.

После Калиты были Семион Гордый  и Иван Красный.

И великие, и удельные князья стали действовать сообща. Основа политического курса московских князей – идея объединения всех земель. Велась дальновидная политика московских князей.

  1. Духовно-нравственные

1326 г кафедра русского митрополита перенесена из Владимира в Москву. Решающий момент – русская православная церковь.

1359 г – правит 10летний Дмитрий, во главе фактически стоял митрополит Алексий. Активная деятельность по пробуждению нравственности русского народа в 1340х годах.

Троица: Алексий, Стефан, Сергий. Заря политического и нравственного возрождения русских земель.

Митрополит Алексий – политический путь. Советник князей, наказывал церковное отречение бунтовавших князей.

Святой Стефан – христианская проповедь в Пермских землях. Необходимо было самому русскому народу встать вровень со сложными задачами и укрепить духовные силы.

Сергий Радонежский – нравственное воспитание народа. Начал с себя. Построил в дремучих лесах подмосковья себе келью и уединился. Воспитал из собравшихся вокруг него людей высочайшее духовное братство.

Влияние СР перестраивало духовно-нравственную душу народа., порождая создание христианской основы общежития.

Нравственное и политическое возрождение Руси.

2 факта легли в основу гос-ва и политики:

  1. Народ перестал дрожать от имени татар. И собравшись с духом, сам пошел искать татар в степи и разгромил их
  2. Перелом в жизни монастырей:

1)возросла тяга к монашеству

2)скачкообразный рост численности монастырей. 1340-1440 г – более 150 монастырей на Руси. Стремление покинуть мир и уйти в монашество усиливалось от возрастания нравственной силы. !монашество – отречение во имя идеалов, а не отрицание мира.

 

Ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических междукняжеских связей и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя дворянства сыграли роль объединяющих факторов.

 

В плоть до конца 15 в на руси гос понятий не существовало. Ни о земле,ни о народе верховных грамот не было даже упониманий. Великий князь распоряжался уделами, как своей собственностью. По частному праву, а не по гос-ному.снять с себя клятву было делом обыкновенным. Первые признаки, кот указывают о стренлении возвести част право к гос-ному обнаруживаются только в дух.грамотах ивана 3, кот завещает своему старш сыну василию 3 большее кол-во земель, чем младшим. После этого удельные князья не могли сопротивляться московскому.князю.

Царство российское с ивана грозного-единое целое, где частный порядок наследования невозможен. Князья соединили разрозненные части руси в единое гос-во.

Создание гос-ва привело к тому, что личность во всей ее свободе теряет эту свободу в условий гос.союза. между полной свободой личности в гражд.обществе и гос-вом лежал ряд ступеней:

  1. Удельные князья становятся на низший соц.уровень
  2. между удельн и велик князьями чисто деловые отношения.
  3. Вексто договоров вел князей с удельн появляются записи – одностороннее обязательство удельн князей перед вел князем. Они полностью подчиняют уд князей. Появл при иване грозном.

В совокупности эти ступени привели к созданию гос.

В новой полит системе прежние органы власти сохран без изменений. Боярская дума (высший чин-боярин, потом окольничий, млад.чин-дьяк). В новой полит системе появл представители новой соц. Группы – дворяне (помещики), кот получали землю от вел князя, а затем от государя ща военную службу. Склад. Поместная система-раздача свободных гос земель дворянам. Она стала активно создаваться при иване 3, а вначале 16 в массовая раздача поместий прошла почти во всех уездах. Сохран административно-территориальное деление руси. Организованно: гос-во делилось на уезды, уезды – на станы, станы – на волости.

Уездом управляли наместники, а станами и волостями- волостилины. Они жили за счет пошлин и налога, кот собирался с населения – кормленческий.

Система кормленчиства приводила к тому, что наместники становились владельцами, порученных им территорий. Что вело к ослаблению центр. Власти. в целях укрепления гос. Порядка в 1497 году иваном 3 был принят новых судебник. представлял собой        новый свод судебных правил и норм, прошедшие изменения рус жизни. Судебно-административную деятельность. На территории всей руси. Вводил новые органы власти – приказы. Вводил несколько видов судов – 6.

1.великокняжески            .

Суд боярской думы

Приказной суд

Суды наместников

Суд вотчины

Церковный суд.

Главное новшество – ограничивал право перехода крестьянина от одного феодала к другому. Можно было переходить только за неделю до юрьева дня (26 ноябр) и неделю после. Крест за переход должен был заплатить пожилое (1 рубль).  Не смотря на ограничение крестьян еще не попадали в крепостн зависимость, они оставались членами рос. Общества.

Общ-полит система руси не потерпела значит изменений. Но развитие общест жизни соотвеств развитию обществ мысли. А общ мысль рос продолжала развиваться в 16 веке. Процесс утверждения единого рус гос-ва проходил на духовной основе православия. Основа развития православной  мысли. Обострились вопросы, связ с определением месте и роли церкви в общ и гос-ве.


12.06.2015; 09:05
хиты: 1005
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь