Народные собрания:
- Центуриатные собрания - в силу особенностей формирования центурий, обеспечивали принятие решений, выгодных аристократии и богатой части населения. Компетенция центуриатных собраний: принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны, рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.
- Трибутные собрания - плебейские или патрицианско-плебейские. Избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и пр.), рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафов. Плебейские собрания - избирали плебейских трибунов, с III в. - получили право принимать законы. С увеличением числа триб, сельским жителям, отдаленным от города, было проблематично прибывать на собрание. В итоге, влияние на решения оказывают, как правило, зажиточные горожане.
- Куриатные собрания - после реформ Сервия Туллия потеряли значение и формально только вводили в должность лиц, избранных на иных собраниях. Со временем были заменены на собрание тридцати представителей курии - ликторов.
Народные собрания созывались высшими должностными лицами и ими же могли быть закрыты, перенесены. Участники собрания не изменяли внесенных предложений, а только голосовали. Голосование проходило открыто (позже - введено тайное голосование).
Решения центуриатных собраний утверждалось сенатом. С III в. сенат имел право только предварительно рассматривать вопросы, выносимые на собрание.
Сенат
Первоначально состоял из 300 человек (по числу родов). Позже, с расширением числа лиц, имеющих полные гражданские права, был увеличено до 600, затем - 900 сенаторов.
Сенаторы не избирались. Должностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, каждые 5 лет составляли списки сенаторов из представителей знатных семей. Это делало сенат органом верхушки рабовла-дельцев.
Сенат являлся совещательным органом.
В его компетенцию входило:
- контроль законодательной деятельности центуриатных и плебейских собраний (первоначально утверждали или отклоняли законы, позже утверждали или отвергали законопроекты);
- избрания ряда высших должностных лиц;
- распоряжались казной государства, устанавливали налоги и утверждали госу-дарственные расходы, обеспечивали общественную безопасность, благоустройство города, проведение религиозно-культовых акций;
- утверждали договора о мире и союзе;
- разрешали набор в армию и распределяли легионы между командующими армиями;
- в чрезвычайных обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.
Магистратуры
Это государственные должности. Для магистратур характерно: выборность, сроч-ность, коллегиальность, безвозмездность, ответственность.
- Все магистраты избирались центуриатными или трибутными собраниями на 1 год (только при назначении диктатора консулом, как исключение, по рекомендации сената – допускался срок 6 месяцев). В случае продолжения войны только полномочия консула могли продлеваться сенатом.
- Магистраты принимали решение коллективно, либо решение принимал каждый от-дельный магистрат. Коллегиальность проявлялась в том, что его коллега (коллеги) по магистратуре мог отменить данное решение (принцип интерцессии).
- Вознаграждение магистраты не получали, что закрывало путь в магистратуры (и как следствие в сенат) неимущим и малоимущим.
- По истечении срока полномочий, магистраты могли быть привлечены к ответствен-ности собранием их избравшим (кроме диктатора, цензора и плебейского трибуна).
- Существовала иерархия должностей. Вышестоящий магистрат мог отменять решения нижестоящих.
Власть магистратов делилась на высшую и общую.
Высшая власть принадлежала диктатору, консулам и преторам: высшая военная власть, право заключать перемирие, право созывать сенат и народное собрание, председательствовать на народных собраниях, право издавать приказы и принуж-дать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Диктатор имел право приговора к смертной казни без права обжалования. Возможности консула, в данном случае, были несколько ограничены. Если приговор о смертной казни был вынесен в Риме, то мог быть обжалован собранием центурий, и только если за пределами города - обжалованию не подлежал. Претор, в отличие от диктатора и консула, не имел права приговаривать к смертной казни.
Общая власть принадлежала всем магистратам: право отдавать распоряжения и накладывать штрафы за из неисполнение.