Детям с ЗПР доступны все формы воображения. И мысленный эксперимент, и фантазирование, и мечты, и грезы, и сновидения реализуются в жизни детей, в большей или меньшей степени. Также в процессе воображения детей наблюдаются все его специфические механизмы, однако реализуются они в несколько дефицитарном виде из-за недостатков развития. Тесные отношения воображения с эмоциями, памятью, мышлением
накладывают особый отпечаток на развитии воображения. Уровень развития воображения у детей с ЗПР не такой высокий, как у нормы. Д. Б. Эльконин отмечал, что в игре всегда присутствует воображаемая ситуация, которая отличает ее от простого предметного манипулирования. Наблюдая за играми детей с ЗПР, Е. С. Слепович сделал вывод, что для таких детей трудно создать воображаемую ситуацию, смысл их игр состоит в манипулировании с игрушкой. Отмечается также низкая игровая мотивация— дети с ЗПР редко выступают инициаторами игр. В условиях, когда необходимо развитие сюжета, требуются предметы-заменители, когда следует немного изменить воображаемую ситуацию, игра распадается. Большинство детей играют в одиночку. Если же дети играют вдвоем, такую игру можно скорее назвать "игра рядом, но не вместе", и такое игровое поведение может наблюдаться и в старшем дошкольном возрасте. В изобразительной деятельности детей с ЗПР отмечается низкий интерес к результатам своей деятельности - дети в большинстве своем ориентированы на то, чтобы быстрее закончить работу, а не на ее качество. Наблюдаемое обилие графических штампов, статичность и схематичность
рисунков по форме и содержанию ведут к неразвитости композиционных сюжетных построений. Рисунки детей в целом выглядят аккуратно, подчинены инструкции взрослого, но лишены творческих деталей. Недостаточность образов, представлений у школьников с ЗПР снижает возможность оперирования ими, а это негативно сказывается на уровне воображения. Все недостатки восприятия и мышления (трудности обобщения, выделения главного и существенного) затрудняют формирование новых образов, что тоже не ведет к динамике уровня воображения. В литературном творчестве детей с ЗПР также можно отметить некоторые особенности воображения. Представления о себе имеют жестко привязанный к ситуациям характер. Детям трудно увидеть себя в прошлом и будущем как единый, целостный организм. По мнению Е. С. Слепович, о воображении ребенка с ЗПР в целом может рассказать его эмоция страха. Эта эмоция реализовывает связь воображения и реальности, а страх говорит на языке нашего воображения. У
детей с ЗПР отмечается существенно меньше страхов, чем у нормально развивающихся, но страхи эти однотипны. Дети плохо прогнозируют опасность, часто не задумываются о том, что последует за их действиями. Их страхи недостаточно образны и предметны, крайне малосоциально обусловленных страхов. Таким образом, у детей с ЗПР не сформирован и механизм, связывающий эмоцию с объектом страха, и механизм формирования эмоцией образа угрозы. Таким образом, дети с ЗПР способны к воображению, однако
наблюдается отставание от уровня развития воображения нормально развивающихся сверстников. Можно выделить несколько проблем этого — сниженная мотивация к «вообразительной» деятельности и недостаточная сформированность образов окр. мира. Воображение детей с ЗПР репродуктивно, использование стереотипов и штампов можно увидеть в любой творческой деятельности этих детей. Воображаемую ситуацию без помощи взрослого не разворачивают, однако подхватывают готовый шаблон и используют его. Набор идей для творчества быстро иссякает — к этому опять же ведет недостаточная сформированность образов.