К ним относятся глаголы со специфической семантикой; они не выражают действие или состояние, а отношение деятеля к действию, с точки зрения «модальности»: мочь, сметь, быть должным. У п-п глаголов те формы, которые у всех остальных глаголов используются для претерито (пр. время), используются для настоящего времени. А претерито образуется с помощью дентального суффикса (по системе слабых глаголов). Sceal – означает ориентацию на будущее состояние; эта форма начинает переосмысливаться как другой модальный глагол. Сначала у этих глаголов были все формы (инф пр. вр. и т.п.), но когда они сосредоточиваются на выражении чисто модального значения, эти формы постепенно уходят из употребления.
Неправильные глаголы: «быть» и «идти» были супплетивными. «Делать» - был неправильным, потому что имел необъяснимое чередование гласных в претерито. «Быть» имел 2 инфинитива: beonde и причастие второе gebeon. Wesan не имел причастий и настоящего времени, а имел только претерито: wæs, wæron. Получилось это из-за того, что несколько разными были значения: beon – быть, существовать, wesan – быть, являться. Т.о., у глагола «быть» существовало два Presens, один претерито, одно причастие и 2 инфинитива. «Идти» - древнее мышление выделяло, в первую очередь, состояние. Если «быть» - значит «стоять», а «идти» - «двигаться».
Глагол в с-а период.
С-а наследует д-а систему глагола. Эта система подвергается орфографическим, фонетическим, синтаксическим и лексическим изменениям. морфология с-а глагола обогащается, происходит перестройка сильных и слабых глаголов по числу.
В д-а преобладают сильные глаголы, в с-а число сильных глаголов сокращается в 2,5 раза. Происходит естественное отмирание флексий, в связи с тем, что доминирующий диалект все время менялся.
Происходят изменения в безуд. вокализме. Глаголы 5 класса начинают спрягаться как глаголы 4 класса, рушится система склонения 7 класса.
Укрепляются позиции слабых глаголов, т.к. фонетич. изменения почти не повлияли на образование прошедшего вр. и причастия прош. времени (оставался дентальный суффикс), поэтому систеа сильных глаголов начала образовывать слабые формы. Из 4я форм глагола осталось 3: форма прош. вр. мн. ч. утратила свое существование. Происходит симплификация.
Заимствованные глаголы также начинают образовывать прош. время как слабые, происходит изменение в неличных формах глагола: 2 формы инфинитива (предложные и беспредложные): writtene – to writtene (чтобы написать).
Разрушается падежная структура, постепенно усиливается роль предлога, предложная форма вытесняет беспредложную (возможно, благодаря скандинавским диалектам).
-ede- суффикс прош. времени.
В конце д-а начинали зарождаться аналитич. формы перфекта, пассива и будущего времени, но они рассматривались как свободные сочетания.
В с-а период происходит укрепление этих форм и будущее время входит в систему времён и почти освобождается от связи с модальным значением.
Сохраняется распределение по лицам (shall, will).
В с-а еще не было твердого порядка следования слов и вспомогат. глаг. мог стоять и после смыслового.
В произведениях Чосера часто встречаются формы будущего вр., но некоторые случаи использования будущего вр. у Чосера лишены самого значения будущего времени.
Укрепляется сочетание:
- beon + Part. 2 для пассива
- beon + Part 1 для Cont. – выражает состояние
- beon + on\in +Gerund – выражает процесс, у причастия отпадает префикс. Появляется герундий.