В рисуночны х тестах существует два рода показателей, которые являются объектом внимания психолога и подлежат интерпретации: первые связаны с тем, что нарисовано – содержательные признаки рисунка, вторые – с тем, как нар и совано, – структурные и формальные признаки рис унка. При этом с течением времени содержание рисунков может меняться, а способы рисования остаются прежними. К. Маховер [ 16 ], анализируя рисунки одних и тех же людей, собра н ные в течение определенного периода времени, заметила, что такие особенности рисунк а, как размер, характер линий, расположение фигур на листе, менее по д вержены изменениям, чем содержательные характеристики, такие как детали т е ла, одежда, аксессуары и т.д. Это позволило ей сравнить рисунки пациентов, н а блюдавшихся в течение нескольких лет , с отработанными личными подписями, настолько они единообразны по характеру исполнения. Рисует человек большую или маленькую фигуру, в каком месте листа он ее размещает, проводит он дли н ные непрерывные линии или короткие, отрывистые, имеет ли эта фигура п ризн а ки агрессивности, подвижна ли она, каковы основные пропорции тела, соблюд е на ли симметрия, есть ли тенденция к незавершенности, стиранию нарисованн о го, делается ли штриховка – все это черты, которые повторяются в рисунках, а, следовательно, мы можем п редположить, что именно они стабильно соотносятся со структурой личности. Таким образом, существуют «универсальные» показатели, которые не зависят от темы рисунка, но которые являются диагностичными с точки зрения личнос т ных проявлений в рисунке. К ним отн осятся структурные и формальные призн а ки рисунка: расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей р и сунка, его величи на, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка и его от дельных частей, выделение отдельных деталей и т.д . Далее они б у дут описаны более подробно. Однако сразу следует обратить внимание на то, что ни один из описываемых ниже признаков, взятый в отрыве от остал ь ных, не может служить основанием для окончательных выводов. Каждый из них и н терпретируется по разном у в зависимости от того, с какими проявлениями он сочетается, иногда справедливы несколько интерпретаций одновременно, иногда – только одна из них. Качество линий (нажим) Нажим на карандаш позволяет судить об уровне психомоторного тонуса, о б щей активности, эмоциональной напряженности. Сила нажима отражается в жирности линий. Ровный, умеренный по силе, нажим указывает на гибкую и адаптивную ли ч ность; уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои дейс т вия. Сильный нажим трактуется как сильное психическое напряжение, имеющее выход через амбициозность или агрессивность с тенденцией к их проявлению; настойчивость, проявления напористости, воли, тенденции к преодолению с о противления; тревожность. Равномерный сильный нажим возможен при ригидности , с клонности к з а стреванию на тех или иных переживаниях. Необычайно сильный нажим , когда карандаш рвет бумагу или оставляет сл е ды на обратной стороне листа, является знаком большого эмоционального н а пряж е ния и высокого энергетического уровня, нередко сигнали зирует о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стресс о вой реакции. Слабый нажим может говорить о недостаточной уверенности в себе, робости, боязливости, нерешительности, колебаниях, беззащитности, часто встречается у па ссивных, застенчивых детей. Легкие, слабые, поверхностные, отрывистые л и нии часто указывают на то, что человек испытывает дефицит доверия к самому себе и дефицит самоуважения. Но иногда слабый нажим может быть свидетел ь ством гибкости и подвижности мышления . В рисунках детей легкий нажим может отражать сдержанность, огранич е ния в личностных проявлениях или низкий уровень энергетики. Очень слабый нажим нередко сигнализирует о снижении настроения, депре с сивном состоянии. Сильно варьирующий нажим , как правило, говорит о неустойчивости псих о моторного тонуса . Он встречается у детей с повышенной эмоциональной л а бильностью, частой сменой настроений, низкой устойчивостью к стрессу.Нажим, слабеющий в процессе рисования, может свидетельствовать о высокой утомля е мости. Изменения нажима могут отражать относительную значимость для человека изображаемых деталей или сюжетов: наиболее значимые детали выделяются б о лее сильно. Усиление нажима может свидетельствовать о психологической н а грузке, связанной с определенной проблема тикой (например, если оно прояв и лось только в рисунке семьи, то это может быть показателем неблагополучия с е мейной сферы). Вместе с тем, вариации нажима могут служить художественным выразительным средством и свидетельствовать о том, что ребенок обучается р и сованию. Тип линии Особенности линии могут свидетельствовать о таких особенностях как тр е вожность, импульсивность, характер самоконтроля. «Штриховая» линия выглядит как бы составленной из коротких кусочков. Она идет не от одной значащей точки к другой, а многократно «останавливается по дороге». Это происходит из за опасения попасть не туда, куда требуется. Пр о водя линию, человек многократно прерывает действие, чтобы проверить и ско р рект и ровать его результат. В итоге точность линий не повышается, а, напроти в, понижается, так как такой тревожный контроль нарушает нормальное выполн е ние автоматизированных действий. Описанный вид линии свидетельствует о в ы сокой тревожности. Он характерен не для ситуативного повышения уровня тр е воги, а для устойчивого постоянного ее повышения. Иногда похожая «кусочная» линия встречается и при нарушениях мелкой моторики. «Эскизная» линия : сначала проводятся тонкие (эскизные) линии, которые з а тем наводятся жирной линией. Такая линия часто служит признаком повыше н ной тревожности , соп ровождаемой тенденцией к ее компенсации . В этом случае тревожность может не проявляться в повседневном поведении человека, но в стре с совых ситуациях она неизбежно становится заметна. Если человек пытается стирать и переделывать линии уже после того, как он и наведены, то это показ а тель неудачной компенсации тревоги. Иногда эскизная линия с последующим навед е нием встречается также у детей, обучающихся рисованию. Множественность линий : вместо одной линии проводится несколько линий с примерно одинаковым нажимом , так что непонятно, какая из них основная. Множественность линий характерна для ситуативно обусловленного повышения уровня тревоги . Она часто наблюдается в состоянии стресса , особенно у чувс т вительных детей . В случае, когда множественные линии появляются только на отдельных рисунках, это свидетельствует о том, что соответствующая сфера имеет для человека повышенную значимость: ассоциации, связанные с ней, в ы зывают у него стрессовую реакцию. Вместе с тем, это одно из проявлений пон и женной у с тойчивости к стр ессу (поскольку стрессовая реакция возникает в ответ не на реальное столкновение со стрессором, а на одно лишь воспоминание о нем). Линии на рисунке не попадают в требуемую точку – это свидетельствует л и бо о двигательных нарушениях, либо о сниженном уровне самоконтроля и выс о кой импульсивности (возможно, вследствие органического поражения мозга). Линия, в целом идущая в правильном направлении, но не доведенная до конца , также часто служит проявлением повышенной импульсивности . Однако в соч е тании с ослабленн ым нажимом такая линия, скорее, говорит о повышенной и с тощаемости, астении. Грубые искажения формы прямых линий , когда вместо прямой линии получ а ется выпуклая, вогнутая или волнистая, встречаются при органическом пораж е нии мозга. Они нередки также при псих ическом заболевании. Размер рисунка Размер рисунка должен рассматриваться в соответствии с размером листа б у маги. Ориентироваться можно на следующие приблизительные критерии: § увеличенный размер: рисунок занимает более 2/3 листа; § средний размер: рисунок за нимает от 1/3 до 2/3 листа; § уменьшенный размер: рисунок занимает менее 1/3 листа. Для рисунков дерева и многоэтажного дома верхняя граница более высока. Об увеличении размера этих рисунков можно говорить только в том случае, к о гда они занимают лист практич ески целиком (в высоту). Необычно большие рисунки занимающие практически весь лист, характерны для людей в состоянии эмоционального возбуждения . Обычно оно связано с ре з ким снижением самоконтроля . Сверхкрупные, выходящие за край листа рисунки часты в ситуа ции острой тревоги, в состоянии стресса . Рисунки большого размера предполагают агрессивность, либо экспанси в ность, стремление к самораспространению и грандиозные тенденции, выплеск и вающийся вовне потенциал. Люди с чувством приниженности или неадекватн о сти могут также выполнять рисунки большого размера в результате действия компенсаторного защитного механизма. Когда это имеет место, в рисунке обы ч но можно обнаружить и другие признаки нал и чия конфликта и беззащитности. Маленькие рисунки отражают чувство прин иженности, робости, беззащитн о сти и неэффективности. Люди, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются в проявлении своих чувств и имеют тенденцию к сдержанности и н е которой заторможенности при взаимодействии с людьми. Уменьшение размера р и сунков м ожет служить признаком снижения настроения и часто встречается при депрессивных состояниях. Оно может также свидетельствовать об общей з а торможенности, пассивности и о сниженной самооценке. Иногда уменьшение размера бывает вызвано негативной установкой по отношению к данному зад а нию или к обследованию в целом. Резкие колебания размера рисунков говорят об эмоциональной подвижности , склонности к частой смене настроений. Они характерны для людей с чередов а нием периодов повышенного и пониженного настроения. Рас положение рисунка на листе Размещение рисунков на листе может говорить о функции планирования и о некоторых особенностях эмоционального состояния. Стандартным является ра с положение рисунка более или менее в центре листа. Центральное положение рисунка на ли сте указывает на нормальную, чувс т вующую себя безопасно и вполне благополучно личность. Особе н но, если при этом на листе изображено еще несколько фигур, и они хорошо сбалансированы и пропорци о нальны друг другу. Смещение вверх нередко рассматривается как пр изнак высокой самооценки (истинной или компенсаторной). Расположение в верхней части листа может также указывать на высокий уровень стремлений и активную фантазийную жизнь, на чрезвычайный оптимизм, который часто не оправдан. В детских р и сунках расположени е в верхней части листа, отражает высокий уровень дост и жений и высокий уровень энергии. Смещение вниз – признак сниженной самооценки, чувства незащищенности, негативного отношения к себе. Особенно это относится к рисунку человека. Расположение рисунка в пр авой части листа указывается на то, что человек в своем поведении в основном руководствуется принципом реальн о сти или на то, что он искренне исповедует принцип «здесь и сейчас». Рисунок, расположенный в правой части листа, может указывать на тенденцию к и н теллектуализированию и иногда на сильное сдерживание чувств. Если рисунок расположен в левой части листа , то это указывает на возмо ж ное импульсивное поведение или стремление к немедленному, эмоциональному удо в летворению потребности. Это также может указыва ть на фиксированность н а прошлом или переживание оконч а ния определенного жизненного этапа. Помещение рисунка на краю листа , так что большая часть листа остается пустой, характерно для людей, испытывающих неуверенность в себе, потре б ность в одобрении, подд ержке, боязнь самостоятельных решений, стремление избегать нового опыта. Использование нижнего угла может указывать на потребность в поддержке, связа н ную с чувством беззащитности и дефицитом самоуважения. Неудачное расположение рисунка на листе , так что не остается места для к а кой либо значимой части изображаемого объекта, говорит об импульсивности, недостатках планирования. Иногда эти нарушения бывают вызваны состоянием острой тревоги, стресса. Упорядоченность рисунков Люди с хорошей психологической органи зацией обычно рисуют целостные картинки , в которых отдельные части пропорциональны и взаимосв я заны. Люди, находящиеся в депрессивном состоянии или люди с низким интелле к туальным уровнем часто изображают несвязанные фигуры или фигуры, связи между к о торыми м инимальны. Люди, страдающие серьезными психическими расстройствами, (например, такими как шизофрения) могут изображать на своих рисунках объекты в бесп о рядочной «базарной» манере , где фигуры расположены непривычно, нестандар т но, необычно. В некоторых случа ях, упорядочивая рисунки, люди чертят клеточки и нум е руют элементы . Особенно когда их просят нарисовать несколько рисунков на одном листе. Подобные способы упорядоченности материала демонстрируют люди, которые испытывают затруднения в отношении контроля и управления собс т венной жизнью, они склонны излишне ориентироваться на авторитеты и полагаться на внешнее руководство. Без внешней регламентации, внешних огр а ничений они чувствуют беспокойство и невозможность в реализации своего п о тенциала. Они демонстрирую т некоторую ригидность, педантичность в своих отношен и ях с миром, а также дефицит внутреннего контроля, необходимого им для того, чтобы получать удовлетворение от взаимодействия с окр у жением. Когда лишь один из элементов рисунка «закапсулирован» , это выраж ает ж е лание испытуемого как бы удалить конфликтную часть из своей жизни путем у с тановления «стены» вокруг проблемы таким образом, чтобы предотвратить дальнейшее столкновение с ней. Симметрия в рисунке Излишняя симметрия в рисунках создает ощущение застоя, ригидности и очень часто указывает на подавление спонтанных импульсов и эмоций, на и з лишнее интеллектуализирование. Люди, которые рисуют подобные картинки, часто характеризуются как эмоционально холодные, дистанцированные, исп ы тывающие большое внутреннее напряжение и стремящиеся выглядеть образц о выми. Выраженная асимметрия указывает на то, что человек испытывает чувство незащищенности, чувство дисбаланса, обладает слабым контролем, и его пов е дение м о жет характеризоваться гиперактивностью и чрезмерной спонт анностью. Стирание нарисованного Многочисленные стирания и исправления линий – характернейший признак повышенной тревожности , неуверенности в себе и беспокойства. Он часто н а блюдается при высоком уровне притязаний и не соответствующей ему (сниже н ной) само оценке, при сильном стремлении к совершенству. Если исправления касаются лишь отдельных рисунков или деталей, то это говорит об особой зн а чим о сти (и, чаще всего, о болезненности) соответствующей жизненной сферы. Затертые места в рисунке указывают на то, чт о привлекает внимание испытуем о го, за этим может скрываться область, которая является значимой или конфлик т ной. Стирание в рисунках не такое уж редкое явление и может встречаться в р и сунках хорошо адаптированных людей, но и им может быть свойственно некот о рое беспокойство. В тех случаях, когда люди стирают некоторые линии с целью улучшить рис у нок, это может указывать на гибкость человека, его стремление к порядку, а та к же на его потребность в достижении. Как правило, в рисунках детей, у больных шизофренией и больных с орган и ческими поражениями стирания встречаются довольно редко. Цвет в рисунке Если в вашем распоряжении имеются рисунки, сделанные в цвете, то полезно оценить особенности его использования. Для этого в наибольшей степени по д ходят рисунки, сдел анные цветными карандашами, но пригодны также рисунки, сделанные фломастерами, пастелью или красками. Характер цветовой гаммы может многое сказать об эмоциональном состоянии ребенка. Благополучное эмоциональное состояние отражается в использовании ярких ( но не чрезмерно резких) разнообразных цветов , преимущественно из теплой части спектра (от красного до желто зеленого). Преобладание холодных тонов – признак некоторого снижения настроения. При более выраженном снижении настроения к холодным тонам (синему, гол у бому) часто присоединяется черный или коричневый. Использование темных тонов – значительно более серьезный признак сн и жения настроения. Он может говорить о депрессивном или субдепрессивном с о стоянии. Постоянное использование только темных тонов часто в стречается при клинических формах депрессии . В этом отношении особенно показательно соч е тание черного цвета с коричневым и синим (или фиолетовым). Обедненная цветовая гамма , пониженная плотность и яркость цвета , и с пользование простого карандаша , несмотря н а наличие цветных – признак сн и жения общего уровня активности. Он часто свидетельствует об астении , осла б ленности, истощении после пережитого стресса . Сближенные мягкие тона, тонкие градации оттенков говорят о высокой сензитивности (чувствительности) и ха рактерны для повышенного уровня тр е вожн о сти . Они часто встречаются у детей с недостаточной уверенностью в себе. Такие тона более типичны для девочек; у мальчиков они могут служить призн а ком же н ственного характера. Повышенная напряженность цвета , его чрезме рная яркость , резкая контр а стность используемых цветовых сочетаний, преобладание ярко красного или темно красного цвета характерны для состояния высокой эмоциональной н а пряженности . Как правило, она сигнализирует о ситуативно обусловленном п о вышении уровня тревоги . Иногда чрезмерная яркость и контрастность рисунков встречается при повышенной конфликтности, агрессивности . Детали рисунка Степень тщательности, аккуратности и детализированности рисунков говорит об отношении к заданию, уровне мотивации и самокон троля. Отклонения как в ту, так и в другую сторону (как пониженная, так и повышенная тщательность) могут свидетельствовать и о некоторых других личностных и эмоциональных особенн о стях. Большое количество разнообразных деталей – узор на платье, бант, украш е ния в рисунке человека, занавески и цветы на окнах в рисунке дома, цветы или грибы, изображенные вокруг дерева и т.п. – встречается при достаточно выр а женной демонстративности (потребности во внимании к себе, стремлении под е литься своими переживаниями). Бо гатство разнообразных деталей характерно также для людей с творческим (художественным) подходом к миру. Оно часто г о ворит о мечтательности, склонности к фантазированию. Большое количество однотипных деталей, повышенная тщательность в ы полнения рисунков, (на пример, одинаковые листья на дереве, кирпичи при из о бражении трубы) свидетельствует о склонности к монотонным однообразным занятиям, о трудностях переключения с одной деятельности на другую. Подо б ная «вязкость», склонность к застреванию часто встречается п ри высокой риги д ности, а также при некоторых видах органических поражений мозга. Особая тщательность, аккуратность и детализированность часто встречаются при стремлении к совершенству, связанном с высоким уровнем притязаний. Иногда в повышенной тщательнос ти отражается недостаточная уверенность в себе, привычка к отрицательной оценке своих рисунков окружающими (родит е лями, педагогами). Большое количество однообразных деталей встречается при высокой трево ж ности . Однако в этом случае они обычно вырисовываются менее тщательно; д е тали, ранее рисовавшиеся аккуратно, постепенно становятся все более небре ж ными. Низкая детализированность рисунков , их схематичность типична для состо я ния сниженной активности. Недостаток деталей в рисунках может указывать как на психос оматические проблемы, так и на депрессивное состояние, тенденции к уходу от действительности. Иногда бедность деталей свидетельствует о чре з мерно интеллектуалистическом подходе к миру, малой эмоциональности. Низкая детализированность может говорить и о нег ативном отношении к занятию рис о ванием или к обследованию в целом. Резкие колебания уровня тщательности и детализированности могут гов о рить о высокой эмоциональной значимости определенных тем и жизненных сфер, о сосредоточенности личности на этих сферах. О ни также часто являются следс т вием неустойчивости внимания, импульсивности . Нередко встречаются у детей с повышенной эмоциональной лабильностью, частой сменой настроений. Положительное отношение к какому либо персонажу или какой либо жи з ненной сфере проявл яется в увеличении числа деталей, их большем разнообр а зии, отрицательное – в бедности деталей, схематичности и нарочитой небрежн о сти изображения. Появление большого числа однообразных деталей обычно г о ворит о напряженном отношении к соответствующей жизненн ой сфере. Небрежность в выполнении рисунков часто встречается при низкой мотив а ции. Она может служить показателем негативного отношения к психологическ о му обследованию или лично к человеку, осуществляющему диагностику. Иногда в этом отражается общий негати визм (например, подростковый. Небрежность характерна также для гиперактивности , двигательной расторможенности. Она встречается при импульсивности , сниженном уровне самоконтроля и при нар у шениях внимания . Впечатление небрежности может создаваться также нару ш е ниями мелкой моторики . Акцентирование деталей в рисунках Определенными знаками, которые указывают на повышенное внимание к о п ределенному образу или его части, могут быть: подчеркивание, стирание, более сильный или слабый нажим, использование цвета или не бре ж ная, или необычная подача. Такого рода акцентирование внутри одного рисунка отражает наличие псих о логического конфликта или беспокойства, возможно, соматические проблемы или б о лезни, локализованные в определенной части тела. Прозрачность в рисунке Когд а человеческое тело изображается прозрачным с просвечивающими внутренними органами, за этим обычно скрываются соматические и психические ра с стройства. Если прозрачной рисуется одежда человека, возможно, имеют место вуайер и стические или эксгибиционистские т енденции у взрослых людей, а также пр о блемы сексуальной идентичности, что можно конкретизировать по деталям р и сунка. В отличие от рисунков взрослых людей, в детских рисунках объекты часто изображаются прозрачными. Искажения и пропуск деталей в рисунках Ког да в рисунке много искажений, или он представляет собой хаос, нагром о ждение деталей, то это отражает нарушение представления человека о реальн о сти, что может быть связано с психотическими расстройствами. Отсутствие существенных деталей изображений может вс тречаться как в ха о тичных, так и в хорошо интегрированных рисунках. В последнем случае отсутствующие существенные детали могут указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Экспозиция рисунка Рисунок, представ ленный как бы в проекции «взгляд снизу», отражает чувства отвержения, несчастливости, приниженности. Тенденции к уходу от реальности, желание оградить свои контакты с людьми, устанавливать лишь один интерпе р сональный контакт (контакт с одним человеком) хар актерны для такого типа л ю дей. Рисунки, представленные как «взгляд сверху», отражают чувства превосхо д ства, возможно, возникающие как компенсация скрытых чувств неадекватности или внутренних конфликтов. Очень удаленные, дистанцированные рисунки отражают чу вства недоступн о сти и стремление к «уходу» из ситуации. Это может иметь место, когда какая то определенная ситуация не может быть эффективно разрешена или когда человек отрицает определенную область своей жи з ни. Рисунки, представленные в близкой проекции , отражают чувство теплоты в контактах и психологической доступности. Тени, штриховка в рисунках Заштриховки, тени в рисунках, сделанных простым карандашом, обозначают беспокойство, тревожность. Часто именно заштрихованная область рисунка указывает на опреде ленный аспект в жизни человека, который имеет особую знач и мость для человека, несет с собой конфликт и тревогу. Когда заштрихован весь рисунок , беспокойство может быть «свободно пл а вающим», то есть не связанным с какой либо конкретной областью. Важным по казателем является тщательность и аккуратность штриховки. Небрежная размашистая штриховка , иногда выходящая за контур рисунка, типична для ситуативного повышения уровня тревоги . Особенно показательна штриховка с нарастающей амплитудой движений (от мелких ш трихов ребенок постепенно переходит к длинным, размашистым). Особо небрежная штриховка иногда служит признаком импульсивности, г и перактивности. Тщательная, подчеркнуто аккуратная штриховка говорит о склонности к з а стреванию на определенных однотипных дейс твиях, которое может быть следс т вием повышенной тревожности. Подобная штриховка особенно типична при с о четании тревожности с ригидным типом личности. Штриховка с сильным нажимом , иногда скрывающая отдельные ранее нар и сованные детали (например, детали одежд ы в рисунке человека), характерна для состояния острой тревоги, высокой эмоциональной напряженности . В остальном она интерпретируется так же, как и вообще особо сильный нажим на карандаш. Некоторые авторы указывают на то, что полное отсутствие штриховки и з а тенения в рисунке может также указывать на личностные нарушения. В опред е ленной степени затенения встречаются в рисунках хорошо адаптированных л ю дей. Линия основания в рисунках Прорисовки линии основания в рисунках типичны для людей, которые исп ы тывают ч увства нестабильности и пытаются достичь чувства безопасности п о средством создания твердого фундамента. Толщина и интенсивность прорисовки л и нии основания соответствует степени испытываемых чувств. Наблюдение за ходом рисования Поведение испытуемого, его манера взаимодействовать с экспериментатором дает очень ценную информацию. После того, как дана инстру к ция, люди часто могут испытывать неуверенность по поводу того, как выполнять задание и п ы таются справиться со своим беспокойством разли ч ными способами. И ногда следуют вопросы: «А что еще должно быть на рисунке?» или «Нужно нарисовать дом, дерево и человека какого то определенного типа?». Иногда люди говорят, что они вообще не умеют рисовать. Такой тип реа к ции встречается у тех, кто сомневается в своих худ ожественных способностях. В некоторых случаях следует подбодрить человека, однако при этом не сл е дует выходить за рамки инструкции к заданию. Очень важно фиксировать все поведенческие реакции испытуемого. Люди, которые испытывают потребность в одобрении и ли трудности в выполнении н е структурированных задании, часто задают много вопросов. Люди, которые чу в ствуют незащищенность и не уверены в своей компетентности, как правило, склонны извиняться за то, что их рисунок получился недостаточно хор о шим. Излишняя торопливость, когда рисунок выполняется менее чем за одну мин у ту, может быть связана с сопротивлением, со стремлением к защитным реакц и ям, слабым контролем внутренних импульсов. В случаях, когда рисунок выпо л няется очень долго, за этим скрывается ригидност ь, навязчивость, стремление к изли ш ней детализации или выраженная сильная потребность в поддержке. Очень важно наблюдать и фиксировать последовательность изображения объектов на рисунке, например, в тесте «Рисунок семьи». В зависимости от де й ствия защитных психологических механизмов ключевые фигуры, которые выз ы вают у испытуемого наибольшее беспокойство, могут изображаться либо перв ы ми, либо последними. При изображении часто наибольшее внимание уделяется проблемной фигуре. Кроме того, имеют место и дополнит ельные знаки бесп о койства, которые связаны с этой фигурой и проявляются в различных частях р и сунка. Таким образом, перечисленные общие особенности рисунков, не относящиеся к содержанию изображений – нажим на карандаш, стиль линий, размер рисунков и т.п., – могут помочь психологу в понимании многих особенностей личности, по ним можно судить об уровне тревожности, общей активности или пассивности и т.п. Однако следует еще раз обратить внимание на то, что сконструированный список признаков не может быть испол ьзован механически для постановки «д и агноза». При интрепретации графических признаков следует прежде всего раскрывать внутренние взаимосвязи особенностей рисунка, выявлять ко м плексы признаков. Выделение отдельных деталей анализа рисунка не может заменить с обой целостное познание личности человека, а, следовательно, не является адекватным способом использования проективных рисуночных методов диагностики. Целостный подход к интерпретации рисунков предполагает также учет зн а ний о возрастнных особенностях рисун ков. Прежде чем говорить о возможности использования рисунка в диагностических целях, необходимо понять, как фо р мируется рисунок в онтогенезе, какие особенности графических изображений характерны для рисунков детей разного возраста. Анализ рисунка без учет а во з растных особенностей не позволяет качественно проинтерпретировать его как с точки зр е ния сформированности изображения (собственно графики), так и тем более с точки зрения его проективной тра к товки