Правовая система- это собирательное, понятие, объединяющее всю совокупность внутренне согласованных юр. явлений и средств, с помощью которых устанавл. необходимый правовой порядок, а его участники удовлетворяют сбалансированные потребности и интересы. Правовая система объед. все многообразие юр. явлений, сущ. в обществе. В нее входят: правосозн., правовая культура, право, законод-во, правоотношения, правопорядок, юр. практика и т.д.
Несколько родст-ых нац. правовых систем объединяются в правовые семьи, отлич-ся опред. спецификой. Правовая семья- это совок. нац. правовых систем, отличающихся сходством доминирующих юр. идей, исторически сложившихся источников формирования, форм внешнего выражения права, структуры юр. конструкций и др. признаков технико-юр. свойства. Обычно выделяют 4 основных правовых семьи современности: романо- германскую, англосаксонскую, религиозную и традиционную.
1) Романо-германская (Италия, Франция, Германии, Австрии, Швейцарии) - объединяет те страны, в которых юр. наука сложилась на основе Римского права. В качестве самост. группы правовых систем в рамках романо-германской можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии). Современная пр. система России более родственна именно романо-германской правовой семье
- писанное право
- важное значение имеют нормативные акты (законодательство;
- право делится на публичное и частное, а также на отрасли;
- правовой обычай и юр. прецедент выступают в качестве вспомогательных, доп. источников;
- весомое положение занимают подзаконные нормат. акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);
- на первом месте находятся не обязанности, а права чел. и гражданина;
- формировании права отводится законодателю, а правоприменитель (судья, адм. органы) реализует эти нормы в конкретных правоприм. Актах.
Вывод: Данная правовая семья отвечает современным требованиям
2) Англосаксонская – Великобритания, США, Канада.
- в качества основы права явл. прецедент.
- высокий уровень индивидуальности.
- ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду
- нет кодифицированных отраслей права;
- отсутствует деление права на частное и публичное;
- широкое развитие статутного права (законодательства), а юр. обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
- юр. доктрины, носят сугубо прагматический, прикладной характер
3) Религиозная - Ватикан, Иран
- главный творец права - Бог, а не общество, не гос., поэтому юр. предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и строго соблюдать.
- отсутствует деление права на частное и публичное;
- источн. права явл. религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в Коране, Сунне, Иджме
- НПА (законодательство) имеют вторичное значение;
- судебная практика не является источником права;
- основана на идее обязанностей, а не прав человека
- труды ученых-юристов (доктрины), толкующие первоисточники имеют особое значение;
4) Традиционная – Африка, Япония и др.
- Основной источник - занимают обычаи и традиции(синтез юр., моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных гос).
- Неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;
- По содержанию свод юридических, моральных предписаний, признанных государствами;
- Нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение
- судебная практика не выступает в качестве основного источника права;
- юридическая доктрина не играет существенной роли