Ин-цы польз-я авторским правом на произведения, впервые появившиеся в РФ или нах-ся на тер-и РФ в какой-либо объективной форме, на одинаковых основаниях с нашими граж-и. Ин-цу пред-тся нац-й режим, то есть те личные и имущ-е права, которые установлены нашим законом. Объем прав, принадлежащих автору-иностранцу по закону страны его гражд-ва, значения не имеет.
Наряду с авторскими подлежат м/н защите и смежные права. Под смежными правами принято понимать права, относящиеся к исполнительской деят-ти артистов, звукозаписи, радио- телевизионным передачам, право организаций эфирного и кабельного вещания, а также права публикатора на произведения науки, литературы, искусства.
Первой в этой области была Конвенция об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция) (1961 г.). Она вступила в силу в 1964 г. Ее участниками являются около 40 государств-членов Бернской или Всемирной Конвенции по авторскому праву. Россия в ней участвует с 2003. Конвенция основана на принципе национального режима и предост минимального стандарта прав. Конвенция уст-ет критерии предост охраны. Производители фонограм должны отвечать одному из 3х: критерию гражданства, места первой записи или места первой публикации. Вещательные орг-ции пользуются охраной, если их штаб-квартиры расположены в другом договаривающемся гос-ве.
«Конвенция об охране интересов производителей фонограм от незаконного воспроизводства их фонограмм» 1971. Подписана в Женеве. Россия участвует с 1995. Нац режим не предусматривает, в содержит для гос-участников обязанность по предоставлению охраны интересов произв. фонограмм в отношении огранич перечня действий ( производства копий без согласия производителя фонограмм, если оно осущ с целью распрстран среди публики и т.д.)
Для охраны произведений авторов-иностран необходимо одно из след условий:
= произ обнород в РФ или не обнарод, но нах-ся на тер-рии России в объективной форме.
= произ обнород или не обнарод, но нах-ся в объективной форме за рубежом, они охр-ся в соответ с м/н дог. РФ.
Также охрана осущ, если оно не перешло в общественное достояние в стране происхождения или в РФ.
Предметом защиты явл. субъективные авторские и смежные права. Защита авторских и смежных прав осущ. с помощью опр. средств, способов, форм защиты. Форма защиты - комплекс внутренне согласованных мероприятий по защите субъективных прав.
1. Юрисдикционная
Выделяют два порядка:
1) общий
2) специальный
По общему правилу защита осущ. в судебном порядке.
К специальной отн. административный порядок защиты. Он осущ. в виде исключения и т., если об этом прямо указано в законе.
2. Неюрисдикционная
Форма защиты, которая осущ. гражданами и организациями без обращения в компетентные органы.