В международном частном праве регулируются такие вопросы как: установление и оспаривание отцовства (материнства); права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей; усыновление (удочерение). Регулируются также алиментные обязательства совершеннолетних детей в отношении родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи (статьи 162 – 165 СК).
Право применимое при установлении и оспаривании отцовства (материнства). Установление и оспаривание отцовства (материнства) определяются законодательством государства, гражданином которого является ребёнок по рождению (п.1 ст.162).
Порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории Российской Федерации определяется российским законодательством (п.2 ст.162).
Проживающие за пределами территории РФ родители ребёнка, из которых хотя бы один является гражданином РФ, в случае, когда установление отцовства (материнства) разрешается в органах записи актов гражданского состояния, вправе обращаться с заявлениями об установлении отцовства (материнства) в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации (п2 ст.162).
Усыновление (удочерение). В статье 165 СК предусмотрены несколько ситуаций усыновления:
Усыновление (в том числе отмена усыновления) на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства ребёнка, являющегося гражданином РФ. Оно производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель, а в случае усыновления лицом без гражданства – в соответствии с законодательством государства, в котором усыновитель имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновлении (либо его отмене), абзац 1 п.1 ст.165. При этом должны быть соблюдены требования целого ряда статей СК с учётом положений договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. Статьи СК РФ, которые должны быть соблюдены при таком усыновлении, касаются вопросов: в отношении каких детей допускается усыновление, порядок усыновления детей, учёт детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей; лица, имеющие право быть усыновителями и т.д. Практически, перечислены почти все статьи главы 19 СК (абзац 2 п.1 ст.165).
Усыновление на территории РФ иностранными гражданами либо лицами без гражданства, состоящими в браке с российскими гражданами, детей, являющихся гражданами РФ. Такое усыновление производится в порядке, установленном СК РФ для граждан РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ (абзац 3 п. 1 ст.165).
Усыновление на территории РФ гражданами РФ ребёнка, являющегося иностранным гражданином. При таком усыновлении необходимо получить согласие законного представителя ребёнка на усыновление и компетентного органа государства, гражданином которого является ребёнок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством этого государства согласие ребёнка на усыновление (абзац 4 ст.165).
Усыновление ребёнка, являющегося российским гражданином и проживающего за пределами РФ, произведённое компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель. Такое усыновление признаётся действительным в РФ при условии предварительного разрешения на усыновление от органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребёнок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы РФ (п.4 ст.165).
Усыновление не может быть произведено, а произведённое подлежит отмене в судебном порядке, если в результате усыновления могут быть нарушены права ребёнка, установленные законодательством РФ или международным договором РФ (п.2 ст.165).
Защита прав и законных интересов российских детей, усыновлённых иностранными гражданами и лицами без гражданства, за пределами РФ осуществляется консульскими учреждениями, в которых эти дети состоят на учёте, если иное не предусмотрено международным договором РФ, в пределах, допускаемых нормами международного права (абзац 1 п.3 ст.165).
Порядок постановки на учёт консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновлённых иностранными гражданами и лицами без гражданства, определяется Правительством РФ (абзац 2 п. 3 ст.165).
Международная унификация норм об усыновлении связана с необходимостью защиты прав и интересов детей, обретающих новую семью в чужом для них государстве, предоставления им определенных гарантий.
Защита прав ребенка провозглашена в качестве основополагающего принципа в ряде международных документов. Начало современной международной унификации соответствующих норм было положено в 1924 г., когда была принята Женевская декларация прав ребенка. Она явилась первым документом, специально посвященным правам ребенка и предоставлявшим особую защиту детям независимо от расы и национальности. В ней впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита - это не только обязанность семьи, общества или даже отдельной страны, но и предмет заботы всего человечества. В 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята новая Декларация прав ребенка, в которой наметилась тенденция признания ребенка уже в качестве субъекта прав (в Женевской декларации дети рассматривались исключительно как объект защиты).
http://www.usynovite.ru/documents
20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла документ, ознаменовавший новый подход к защите детей, - Конвенцию о правах ребенка, которая не просто декларирует права детей, а юридически закрепляет меры защиты их прав. Ребенок рассматривается как самостоятельный субъект права, интересы детей являются приоритетом. В Конвенции формулируются основные требования, выполнение которых должно обеспечить права детей на выживание и здоровое развитие.
Зафиксированные в Конвенции о правах ребенка принципы защиты интересов детей применительно к усыновлению реализовывались в конкретных положениях международных договоров относительно процедуры усыновления, сотрудничества между учреждениями "принимающей" страны и страны "происхождения" и определения подлежащего применению права. В международные договоры включались положения, направленные на то, чтобы избежать злоупотреблений, нередко имеющих место в процессе усыновления.
Наиболее значимый универсальный международный договор в данной области - Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) от 29 мая 1993 г. Конвенция применяется в случаях, когда ребенок, постоянно проживающий в одном Договаривающемся государстве, будучи усыновленным, переезжает в другое Договаривающееся государство. Она распространяется только на те случаи усыновления, в результате которых возникают постоянные отношения между сторонами как между родителями и детьми.
В Конвенции определяются последствия признания усыновления. Специально устанавливается, что никто не должен получать неоправданную финансовую или иную выгоду от деятельности, связанной с международным усыновлением (ст. 32). Конвенцию подписали (присоединились к ней) как государства, граждане которых чаще усыновляются, так и государства, в которые усыновленные дети, как правило, переезжают вместе с усыновителями.
Россия подписала данную Конвенцию 7 сентября 2000 г., однако до сих пор не ратифицировала ее.
Из европейских конвенций следует упомянуть Конвенцию об усыновлении детей от 24 апреля 1967 г. заключенную в г. Страсбурге, направленную в основном на унификацию материально-правовых норм об усыновлении и его последствиях. В ней определены условия, при соблюдении которых усыновление, произведенное в одной стране, будет признано и в других странах-участницах. Конвенция устанавливает, что усыновляемый в отношении усыновителя имеет такие же права и обязанности, какие имеет рожденный в браке ребенок в отношении своих отца и матери. При этом имеется в виду усыновление детей, не достигших 18 лет, не состоящих и не состоявших в браке и не считающихся по закону совершеннолетними.
Европейская конвенция об усыновлении детей (пересмотренная) от 27 ноября 2008 г. заключенная в г. Страсбурге, разработана, как указано в ее преамбуле, в качестве дополнительного международного инструмента Совета Европы по усыновлению детей, "способного стать эффективным дополнением", в частности, к вышеназванной Гаагской конвенции 1993 г. Конвенция 2008 г. заменяет Европейскую конвенцию об усыновлении детей 1967 г. Признается, что некоторые положения Конвенции 1967 г. не отвечают требованиям времени и противоречат прецедентам Европейского суда по правам человека. При разработке Конвенции 2008 г. ставилась цель способствовать сокращению препятствий, вызываемых различиями в национальном законодательстве, и защите интересов усыновленных детей.
Конвенция применяется к усыновлению ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, не состоящего и не состоявшего в браке, не состоящего и не состоявшего в зарегистрированных партнерских отношениях и не достигшего совершеннолетия; она применяется только к такому институту усыновления, который порождает постоянные отношения "ребенок - родитель". Усыновление действительно лишь в случае его установления судом или административным органом (компетентным органом). При этом решение об усыновлении не принимается, пока не доказано, что усыновление отвечает наилучшим интересам ребенка.
Положения Конвенции - это в основном материально-правовые предписания. Страны-участницы обязываются принять такие законодательные или иные меры, которые необходимы для обеспечения соответствия ее законов положениям Конвенции. Коллизионных норм Конвенция не содержит. Предписания касаются порядка и условий усыновления.
Конвенция формулирует единые унифицированные правила по вопросам, которые по-разному решаются в законах отдельных государств (в частности, оценка возможности усыновления совершеннолетних лиц, факта наличия у усыновителей собственных детей, возрастной разницы между усыновителем и усыновленным и др.). Вопросы международного сотрудничества в области усыновления, признания вынесенных компетентными органами решений, взаимодействия государств в процессе усыновления в Конвенции не рассматриваются. Они относятся к сфере действия Гаагской конвенции 1993 г.
Следует отметить, что правила Конвенции 2008 г. в основном соответствуют российскому законодательству, например, нормы ст. 3 (усыновление действительно лишь в случае его установления судом или административным органом), п. 1 ст. 4 (компетентный орган не должен устанавливать усыновление, пока не доказано, что усыновление отвечает наилучшим интересам ребенка), ст. 13, 14, 18 и др. Существенно правило ст. 17 о запрете получения неправомерной финансовой или иной прибыли от деятельности, связанной с усыновлением ребенка.
Вместе с тем формулирование положений Конвенции в виде обязательных для стран-участниц материально-правовых норм, не всегда совпадающих с нормами российского законодательства, потребовало бы с учетом приведенной выше ее ст. 2 внесения ряда изменений в Семейный кодекс РФ и, возможно, в другие акты. Следует, в частности, отметить, что, хотя в Конвенции говорится, что "зарегистрированное партнерство" применяется, если подобный институт разрешен, а применение положения об однополых браках можно исключить путем оговорки при присоединении к Конвенции, остается неясным, будет ли в этом случае признаваться в России усыновление, установленное за границей. В России в качестве брака рассматривается добровольный союз мужчины и женщины, а института зарегистрированного партнерства не существует. На наш взгляд, первоочередной задачей в настоящее время является ратификация Российской Федерацией Гаагской конвенции 1993 г., рассматривающей актуальные вопросы сотрудничества государств в процессе усыновления, а также признания вынесенных решений.
Среди многосторонних договоров, затрагивающих вопросы усыновления, - Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в Минске 22 января 1993 г. Согласно ст. 37 усыновление или его отмена определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. Если ребенок является гражданином другой Договаривающейся Стороны, при усыновлении или его отмене необходимо получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это требуется по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является. При усыновлении ребенка супругами, имеющими разное гражданство, усыновление или его отмена производится в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством обеих сторон. В пункте 4 этой же статьи определяется и компетенция учреждений, принимающих решение об усыновлении: компетентны учреждения Договаривающейся Стороны, гражданином которой является усыновитель, а если ребенка усыновляют супруги, - учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой супруги имеют или имели последнее совместное местожительство или местопребывание. На дела об усыновлении распространяются и общие правила Конвенции относительно судебных поручений, процессуального положения граждан, признания судебных решений и т.п.
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в г. Кишиневе 7 октября 2002 г., содержит коллизионные нормы об усыновлении, в основном повторяющие положения ст. 37 Минской конвенции. Однако без изменения основной привязки к гражданству усыновителя Кишиневской конвенцией введена оговорка: эта основная привязка применяется, если внутренним законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок, не установлено иное. Таким образом, прежняя основная привязка стала условной.
Двусторонние соглашения: Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. |