Правовой режим имущества супругов имеет большие расхождения в праве различных государств. Так, по законодательству стран англо-саксонской системы права и в большинстве мусульманских государств известен только режим раздельной собственности супругов. В странах романо-германской правовой системы имущество, нажитое в браке, составляет совместную собственность, допускается возможность выбора иного режима имущества по соглашению между супругами.[4] По-разному решаются в материальном семейном праве различных государств отношения родителей и детей.
Эти вопросы урегулированы в ст.161 СК. При этом применяются одинаковые коллизионные принципы для регулирования как личных, так и имущественных отношений между супругами.
Законодатель различает несколько ситуаций, применительно к которым определяются соответствующие коллизионные привязки (п.1 ст.161).
Супруги имеют совместное место жительства. В этом случае их личные неимущественные и имущественные права определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства.
Супруги не имеют совместного места жительства. В этом случае применяется законодательство государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства.
Супруги никогда не имели совместного места жительства. На территории РФ их права и обязанности определяются российским законодательством.
Законодатель особо выделяет коллизионное регулирование брачного договора и соглашения об уплате алиментов друг другу (п.2 ст.161). Эта особенность имеет место только в том случае, если супруги не имеют общего гражданства или совместного места жительства. Особенность коллизионного регулирования состоит в том, что в этих случаях супруги вправе сами избрать законодательство, подлежащее применению к их правам и обязанностям по брачному договору или соглашению об уплате алиментов. Законодатель не ограничивает выбор супругов – они могут избрать законодательство любой страны. В случае, если супруги не избрали применимого права, оно определяется по общим правилам ст.161 СК.
В соответствии с Минской и Кишинёвской конвенциями личные и имущественные отношения супругов определяются по законодательству Договаривающейся стороны, на территории которой они имеют совместное место жительства. Если они проживают на территории разных договаривающихся сторон, но имеют одно и то же гражданство, их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству Договаривающейся стороны, гражданами которой они являются. Если супруги имеют гражданство разных Договаривающихся сторон и проживают на территории разных Договаривающихся сторон, то к их правам и обязанностям применяется право Договаривающейся сторон, где они имели последнее совместное место жительства. Если супруги не имели совместного места жительства на территории Договаривающейся стороны, применяется законодательство Договаривающейся стороны, учреждения которой рассматривают дело. Правоотношения супругов, касающиеся их недвижимого имущества, определяются по законодательству Договаривающейся стороны, на территории которой находится это имущество (ст.27).
При определении прав и обязанностей родителей и детей, в том числе обязанности родителей по содержанию детей, в соответствии с законодательством РФ следует, прежде всего, исходить из закона совместного места жительства (ст. 163 СК). При отсутствии совместного места жительства указанные права и обязанности определяются правом страны гражданства ребенка. В результате, независимо от гражданства родителей и детей, проживающих в РФ, их взаимные права и обязанности определяются нормами семейного законодательства РФ. По требованию истца, к алиментным обязательствам и другим отношениям между родителями и детьми может быть применено право государства, на территории которого ребенок постоянно проживает. Речь идет именно о праве, а не об обязанности суда. При решении вопроса о возможности применения права страны места жительства ребенка суд учитывает весь комплекс сопутствующих обстоятельств и исходит прежде всего из необходимости охраны интересов ребенка.
Принцип закона страны места жительства принят в качестве основного и при определении алиментных обязательств совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментных обязательств других членов семьи (ст. 164 СК). Однако в случае отсутствия совместного места жительства к таким обязательствам применимо право страны гражданства лица, претендующего на получение алиментов.
Правовая регламентация отношений между родителями и детьми, помимо внутреннего законодательства каждого государства, также осуществляется многочисленными международными соглашениями, в том числе международными конвенциями (Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей (Гаага, 24 октября 1956 г.), Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам (Гаага, 2 октября 1973 г.), Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаага, 25 октября 1980 г.), Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 г.), Конвенция, касающаяся компетенции, применимого права, признания, исполнения и сотрудничества в области ответственности родителей и мер по защите детей (Гаага, 19 октября 1996 г.) и др.).
Кроме того, нормы, разрешающие коллизии законов в рассматриваемой сфере, закреплены в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.). В соответствии с указанной конвенцией правоотношения родителей и детей определяются по праву государства, на территории которого постоянно проживают дети.