Сложился исторически.
Долгое время иммунитет рассматривался как абсолютный. Единственное его ограничение состояло в прямо выраженном согласии государства на его неприменение.
Функциональный иммунитет основан на принципиальном разграничении функций государства на 2 вида:
- публично-правовыми
- частноправовые.
Если государство действует как суверен, то оно пользуется иммунитетом, в том числе в частноправовой сфере отношений.
Если государство выступает в качестве частного лица, занимается коммерческой деятельностью, то государство не обладает иммунитетом.
Ограниченный иммунитет не использует общих формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не может ссылаться на свой иммунитет. Именно из этого иммунитета исходит конвенция 2004 г.
В юридической доктрине обычно рассматриваются две концепции иммунитета государства — абсолютного и ограниченного(функционального).
Концепция абсолютного иммунитета исходит из того, что:
а) иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства;
б) в порядке обеспечения иска имущество какого-либо государства не может быть подвергнуто принудительным мерам со стороны другого государства;
в) недопустимо обращение мер принудительного исполнения на имущество государства без его согласия.
Согласно концепции ограниченного (функционального) иммунитета, иностранное государство, его органы, а также их собственность пользуются иммунитетом только тогда, когда государство осуществляет суверенные функции, т.е. действия jureimperil. Если же государство совершает действия коммерческого характера (заключение внешнеторговых сделок, концессионных и иных соглашений), т.е. действия juregestionis, то оно не пользуется иммунитетом. Иными словами, представители концепции ограниченного иммунитета считают, что когда государство ставит себя в положение частного лица, к нему могут предъявляться иски, а на его собственность распространяются принудительные меры.
В результате, как отмечалось в российской юридической литературе (И.О. Хлестова), сфера применения договорной и обычной международно-правовой норм, ограничивающих иммунитет иностранного государства, постепенно расширяется, о чем свидетельствует законодательная и судебная практика стран, придерживающихся концепции ограниченного иммунитета. В то же время сфера применения обычной международно-правовой нормы об абсолютном иммунитете государства постоянно сужается. Все чаще государства, придерживающиеся концепции абсолютного иммунитета, отказываются от него в отношении определенных категорий дел.