Принцип осуществления правосудия только судом (ст. 8 УПК) заключается в том, что никакой другой государственный орган, кроме суда, не вправе осуществлять правосудие как специальную (специфическую) государственную деятельность. Содержание ст. 8 УПК имеет конституционную основу. Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом, в соответствии же со ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде, к подсудности которого оно отнесено законом. К тому же это конституционное требование воспроизводится не только в УПК РФ, но и в законодательстве о судебной системе РФ, гражданско-процессуальном и арбитражном законодательстве. И основная идея одна – кроме суда никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя функцию осуществления правосудия, какое бы высокое положение или должность они не занимали. Только суд может признавать лиц виновными в совершении преступления и назначать им наказание. При этом подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Принцип осуществления правосудия только су–дом, сформулированный в ст. 18 Конституции РФ, получил свое развитие в ст. 49 Конституции РФ, ст. 8 УПК РФ, раскрывающей саму суть уголовного правосудия: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом.
Принцип осуществления правосудия только судом предусматривает исключительное право суда осуществлять правосудие и не допускает переложения данной функции на какой-либо иной орган государства. Исключительное право суда осуществлять правосудие исходит из того, что деятельность суда протекает в особом правовом порядке. Рассмотрение уголовного дела при осуществлении правосудия про–исходит в форме открытого, устного судебного заседания. Процедура судебного заседания предполагает непосредственное исследование всех доказательств, собранных по уголовному делу: допросы свидетелей, осмотр вещественных доказательств, оглашение документов и т.д.
Подсудимый согласно п. 3 ст. 8 УПК не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено. Постановление приговора незаконным со–ставом суда, т.е. вопреки установленной ст. 31 УПК РФ общей и ст. 32 УПК РФ территориальной подсудности, или незаконным составом коллегии присяжных заседателей согласно ч. 2 ст. 381 УПК РФ является нарушением уголовно-процессуального закона и в лю–бом случае служит основанием отмены или изменения судебного решения.
В ст. 120 Конституции Российской Федерации записано, что "судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону".
В силу данного принципа судьи рассматривают и разрешают уголовные дела, руководствуясь уголовно-процессуальным и уголовным законом. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Никто не вправе оказывать давление на судей и присяжных заседателей и указывать, как должно быть разрешено конкретное уголовное дело. Любое воздействие на судей, народных или присяжных заседателей с целью воспрепятствовать объективному рассмотрению дела либо добиться вынесения незаконного решения преследуется в уголовном порядке
В Законе о статусе судей в Российской Федерации определены гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения .Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя определены в ст. 87 УПК.
Здесь важно подчеркнуть, что гарантия независимости судьи и присяжного заседателя обеспечивается, в числе иных, "предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия". Это означает, что сама процедура осуществления правосудия должна обеспечивать судьям свободное от чьих-либо мнений
требований рассмотрение и разрешение дела, в том числе и выражение своегоубеждения по делу при совещании судей ("тайна совещательной комнаты").
Принцип независимости распространяется также на присяжных заседателей при выполнении ими обязанностей в суде. Независимость присяжных заседателей обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деят-ть по осуществлению правосудия; неприкосновенностью присяжного заседателя. На присяжного заседателя на время исполнения им обязанностей в суде в полном объеме распространяются гарантии неприкосновенности судьи. Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой зашитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее Заявл., а также в случаях, когда обнаружат другие свидетельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности их имущества.