Факторы развивающие личность:биологический фактор, наследственность(темперамент строение внешние данные, задатки), социал.фактор(обучение и воспитание, самовоспитание самообучение саморазвитие с 7 лет). В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: Природа биологическая, Природа социальная и Природа духовная. В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности.Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру.Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество - это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ;Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека.Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты;в структуре природы человека такая же атрибутивность принадлежит биологической и духовной природе в определении сущности человека.
Как уже говорилось, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни, в деятельности.
По вопросу об источниках активности личности в психологии существовали различные точки зрения. Впервые вопрос об активности личности был поставлен австрийским психиатром 3. Фрейдом — основоположником теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории сводятся к следующему: источником активности человека являются инстинктивные побуждения, данные ему от рождения, передающиеся по наследству. Это мир инстинктов, биологических и физиологических побуждений, влечений, бессознательных импульсов, природа которых, по мысли Фрейда, неизвестна и непознаваема. В основе его учения лежит биологическое начало в человеке и отрыв психики от деятельности.
Положительным в учении Фрейда можно считать его обращение к сфере подсознательного в психике человека.
Неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательном, шли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека и поиска новых движущих сил человеческого поведения. Неофрейдизм исходит из признания решающей роли среды, тем самым вместе биологических ими выдвигались механизмы социального порядка. Однако сохранялась постулируемая противопоставленность личности и общества, их конфликтность.
Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (А. Адлер), коллективное бессознательное, выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества, враждебного, согласно неофрейдизму, коренным тенденциям развития личности.
Разрабатывая проблему активности личности, отечественная психология опирается на ленинскую идею об активном характере отражения, о происхождении сознания из трудовой деятельности, о его ведущей роли в поведении и деятельности человека. Источником активности личности с точки зрения советской психологии являются потребности (основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования).
По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные. Кроме того, выделяют материальные (которые лежат в основе жизнедеятельности человека), духовные (специфически человеческие образования, характеризующие уровень развития личности), социальные (которые выражают общественную природу человека, например, потребность в общении и труде).
Потребности характеризуются следующими признаками.
Во-первых, любая потребность имеет свой предмет, т. е. она всегда есть осознание нужды в чем-то.
Во-вторых, всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется.
В-третьих, потребность обладает способностью воспроизводиться.
Потребности выражаются в мотивах, т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным деятельностям по ее удовлетворению. Этим разным деятельностям и соответствуют разные мотивы.
Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.
Мотивация — совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.
По своему значению труд является насущной потребностью человека, призванной удовлетворять его биологические нужды и культурные запросы.
Характер удовлетворения этой потребности определяется как субъективными, так и объективными факторами. К первым относят индивидуальные возрастные и половые особенности людей, состояние их здоровья, личностные свойства (темперамент, характер, способности), а также уровень общей культуры, профессиональный опыт субъекта деятельности, его социальный статус, то есть положение в сфере общественных связей (должность, профессию, специальность). Ко вторым - особенности производства, в котором трудится человек: условия и дисциплину труда, форму его организации, рациональность систем заработной платы, подготовки и переподготовки кадров, наличие инноваций в технологии трудовых процессов и целый ряд других моментов социально-экономического характера.